БОЖЕ! ХРАНИ МОРЯКОВ!

  • Архив

    «   Ноябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30      

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
23 марта 2015 г. 11:43
Stopwheel:

   
Если бы знал, что АПЛ всплывают дважды в сутки, сбежал бы с торгового флота намного раньше )))
   Улыбнула деревня Селивановка у границы Египта и Алжира.

Программа всплытия "12 через 12" — самая щадящая, используется на переходе. В условиях слежения при контакте с иностранной ПЛ может использоваться программа "2 через 2" — даже задремать не успеешь, не то, что выспаться... Если бы я часто всплывал на сеанс связи по такой программе — однозначно бы попросился на торговый флот :-)))

"Селивановка" — по фамилии одного из адмиралов — командующего 5 ОпЭск..

Написал Stopwheel •
23 марта 2015 г. 11:54
ostr60:

 
"Селивановка" — по фамилии одного из адмиралов — командующего 5 ОпЭск..


А я было подумал, что от названия страны — Ливия, как раз находящейся между Алжиром и Египтом :-))

Написал ostr60 •
30 марта 2015 г. 11:43
(продолжение от 23 марта 2015 г. 11:37)

Сказать, что в Средиземке в этот период времени жарко – покривить душой. Некоторые командиры ПЛ объявляют форму одежды №1 (в отличие от «формы номер раз – трусы-противогаз» вместо трусов – брюки РБ, рубаха разового белья и ПДУ-2 «по-кавалерийски).
56e7dbfa9173d29a57cb3b3ec9529ac4.PNG
Жарко на любой глубине погружения – температура забортной воды до глубин 50 – 70 метров — +20 — +25 градусов, на перископной глубине и того больше… Механизмы в ПК, сами понимаете, тоже прилично нагреваются, так что холодилки и кондиционеры работают постоянно.

… В темную безлунную ночь подошли к «Селивановке». Полное безветрие, но море прилично раскачало – борт плавбазы то в зените, то вровень с палубой ПЛ. Ошвартовались правым бортом, и сразу же на борт спустился адмирал – командующий 5 ОпЭск с группой капразов и чинов поменьше. Флагманский штурман эскадры (фамилию запамятовал) сразу юркнул в штурманскую рубку и затребовал все путевые карты для проверки маневрирования.
Командующий же с группой офицеров по БП и нашими главковерхами закрылись в кают-кампании 1-го отсека, где в ожидании результатов проверки Ф-1 уточняли задачи К-53 на период БС в СРМ.

Проверка длились недолго – на счастье командования ПЛ и штурманов она не выявила криминала в наших действиях. Напротив, маневрирование при форсировании проливной зоны было оценено высоко.

Все оставшееся время мы пополняли запасы продовольствия – принимали так называемые «свежести» — фрукты, сирийскую картошку, яйца (к этому времени у нас оставались только «квадратные»))…
Утром «отвязались» и погрузились под наблюдением висящего над нами «Ориона»…

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
23 марта 2015 г. 11:37
(продолжение от 22 марта 2015 г. 23:04)

В западной части СРМ наш маршрут проходил через Мальтийский пролив, причем в ночное время и в надводном положении. Назначение такого маршрута обусловлено несколькими, на мой взгляд, объективными причинами.

Дело в том, что Мальтийский пролив – район интенсивного рыболовства. Рыбный промысел – основная статья существования прибрежных мальтийцев. Основной объект рыбалки – сардина, тунец.
Сами понимаете, для целей рыбалки у бедного или среднего по достатку мальтийца нет рыболовного траулера, в лучшем случае – переоборудованный катер. Поэтому на лов рыбы в море выходят на чем попало – в основном, на парусных или моторно-парусных шаландах и фелюгах. Днем и ночью в Мальтийском проливе находится огромное количество таких суденышек, ставящих десятки и сотни километров сетей.

Всплывать на перископную глубину в дневное или ночное время в условиях нешумящих целей – сознательно создавать аварийную ситуацию, грозящую международным скандалом. Поэтому было принято решение – Мальтийский пролив форсировать в ночное время в надводном положении, с выключенными сигнально-отличительными огнями.

Сказано – сделано. Всплыли, отдраили верхний рубочный люк. Темень – жуткая, в ограждении ходовой рубки противный запах гниющих водорослей. Огни выключены, только из центрального поста пробивается слабый красный свет аварийного освещения. Принятием балласта в кормовые цистерны притопили корму и дали турбине 140 оборотов. Скорость ПЛ в надводном положении определяется условиями заливаемости. Корпус ПЛ по форме – капля воды, поэтому больше 11,5 узлов ПЛ не разовьет.

Скорость примерно 20 км/час, ПЛ идет без огней и бесшумно, оставляя за собой светящийся в темноте кильватерный след. На мостике — командир ПЛ, штурман (как особо допущенный), два рулевых сигнальщика для наблюдения за обстановкой. Все курят в кулак. Возникающие внезапно перед носом лодки рыбацкие фелюги, завидя нас, матерятся на древнем мальтийском языке, в спешном порядке сматывают сети; после нашего прохождения также сноровисто ставят сети на место. Можно только догадываться, что они думают о нас…

По мере приближения к точке проверки наши «главковерхи» все чаще задумчиво стоят над путевой картой Гибралтарского пролива, оценивая свое маневрирование при форсировании… Их (не без оснований!) не покидает предчувствие грубого насилия над человеческой плотью при проверке. В конце концов после одного из таких «совещаний» с участием СПК, ЗКПЧ и штурманов комдив
Ямков В.Д. говорит финальную фразу из одного известного анекдота, когда на вопрос дочери-невесты к матери, что ей одеть в первую брачную ночь та отвечает: «…что не одевай, доченька – все одно вы@@ут…». С этим согласились все присутствующие…
594a43e0036fc3686cbd87daf7e114f8.PNG
Ямков В.Д. и автор поста на 50-летнем юбилее 3 дивизии ПЛ...

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
22 марта 2015 г. 23:04
(продолжение от 22 марта 2015 г. 23:00)

Следующая проблема – всплытие на сеанс связи два раза в сутки, т.е. раз в 12 часов. Понятно, что один раз – ночью. Зато днем наше «железо», окрашенное в черный цвет, при всплытии на сеанс связи становилось видным «Орионам» уже на глубине 30 – 40 метров, не говоря уже про перископное положение. Прозрачность воды в СРМ – дикая.

Эту проблему решали каждый раз уклонением после погружения, с переменным успехом… НАТОвской БПА и всякой другой нечисти в СРМ хватало – достаточно сказать, что здесь постоянно присутствовала АУГ 6 флота США, несколько НК других стран НАТО, 1-2 ПЛА и ПЛАРБ США.

Кстати, касаясь боевой устойчивости атомных авианосцев США, могу сказать следующее – пендосы посчитали: для того, чтобы вывести из строя авианосец (потопить его или создать крен или дифферент, при которых невозможно поднять палубную авиацию), необходимом всадить ему в борт 22 (!!!) торпеды с обычным ВВ.

Обнаружение АУГ, слежение за ними и уничтожение в угрожаемый период или с началом БД было одной из основных задач для наших ПЛ. Авиакрыло атомного АВМ типа «Д.Эйзенхауэр» составляло примерно 100 самолетов, из которых 80 – носители ЯО…

Понятно, что в условиях скоротечного морского боя никто не даст тебе выстрелить столько торпед. Поэтому наши специалисты «посчитали» по-другому – достаточно одной торпеды с ЯБП… Про мощность сознательно умалчиваю — дабы не травмировать психику непосвященных...Такие торпеды у нас в арсенале имелись, и пусть читатель не сомневается – атака АУГ по главной цели с планируемым результатом реальна.

Написал Stopwheel •
23 марта 2015 г. 11:03
ostr60: "Братство" из серии "Комсомолов", которые во время Карибского кризиса возили ракеты на Кубу.
Если бы знал, что АПЛ всплывают дважды в сутки, сбежал бы с торгового флота намного раньше )))
Улыбнула деревня Селивановка у границы Египта и Алжира.
Сразу возник вопрос: А как подводники называли деревню у границы Китая и Норвегии? :-)))
Ждем продолжения.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
22 марта 2015 г. 23:00
(продолжение от 22 марта 2015 г. 22:54)

Перед форсированием Гибралтарского пролива К-53 должна была встретиться с нашим БПК, установить с ним ЗПС, согласовать маневрирование по курсу, скорости и глубине и следовать в пролив.

Однако в назначенное время БПК в точку рандеву не прибыл, на связь не вышел. Время занятия назначенного района истекало, старшим на борту и командиром ПЛ было принято решение – форсировать Гибралтар самостоятельно.

Советские гидрографические суда в свое время сделали очень точные промеры глубин, в результате чего у подводников появились карты, с помощью которых можно было при выполнении определенных маневров выйти на характерные изобаты и войти в горло Гибралтарского пролива. Маневрирование К-53 не сильно отличалось от рекомендованного…

В Гибралтарском проливе действует достаточно сильное постоянное восточное подводное течение, обусловленное сильной испаряемостью Средиземного моря. Тем не менее, расстояние нужно пройти большое, поэтому разрешается сутки не всплывать на сеанс связи.

Выполняем маневр, «всасываемся» в СРМ и в ночное время по учебной тревоге готовимся всплыть на сеанс связи под перископ.

Нет ничего опаснее всплывать под перископ в море Альборан. Плотность движения судов в обоих направлениях достигает 500 судов в сутки. Из-за сильного испарения верхние слои моря соленее и лучше проводят звук, образуется ППЗК – приповерхностный звуковой канал. Поэтому по мере всплытия под перископ «цели» (каждый обнаруженный шумящий объект называется целью) лезут как тараканы из всех щелей и со всех направлений. Из 30 – 40 целей по изменению пеленга, характеру и уровню шума винтов или турбины необходимо выбрать самые опасные, определить их ЭДЦ и только после этого всплывать на безопасном от столкновения курсе.

Оглядываясь назад, заявляю с уверенностью – именно эти особенности (наличие ППЗК, высокая интенсивность движения судов) в совокупности с неправильными действиями командира К-53 привели к аварии в 1984 году…

Ошибок 1984 года мы не повторили. Всплыли безопасно, с началом сеанса связи получаем персональное РДО: «Доложить место и действия». По «большой» отвечаем – «Находимся в море Альборан». Долго, очень долго ждем квитанцию. Вместе с квитанцией «прилетает» план. Связисты знают, что информацию на ПЛ передают по разным каналам и на разных частотах – чтобы гарантировать прохождение ее до адресата и минимизировать искажешния.

После расшифровки информации начинается самая штурманская работа – предварительная прокладка, проверка соответствия курсов и средних скоростей движения. Выполняем свою работу и докладываем командованию, что все в порядке, искажений нет. Снова по «большой» отправляем квитанцию, погружаемся и начинаем переход по плану…

После объявления готовности №2 Пастушенко Ю.И. и Ямков В.Д. пришли в штурманскую рубку посмотреть путевые карты и обсудить план БС, который предполагал высокую скорость на переходе к месту пополнения запасов и контрольной проверке в точке №52 – т.н. «деревни Селивановки», у границы Египта и Алжира.

Подводная скорость на переходе в 52 точку составляла от 12 до 15 узлов. На таких скоростях при достаточно высоком уровне собственных шумов ПЛ проекта 671 становились «глухими» и неслись с «ведром» на голове…

Наше командование, пытаясь проанализировать причины назначения таких скоростей в точку проверки, пришло к выводу, что их (причин), как минимум, две:
1.«Решительное» форсирование Гибралтарского пролива самостоятельно, не дожидаясь корректуры плана и прихода БПК (на самом деле нам ничего другого не оставалось делать).
2.Непреодолимое желание проверить К-53 после аварии-ремонта (у всех в памяти были свежи события осени 1984 года, и в западных р/сетях прослушивалось: «Ахтунг (аларм), в море К-53!!!»)

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
22 марта 2015 г. 22:54
(продолжение от 22 марта 2015 г. 22:31)

Часть 2. Собственно сказка.

«Начальство думает долго и решает мудро» – избитая флотская истина…

После отработки курса БП встал вопрос доукомплектования 426 экипажа на БС.
В штатном расписании БЧ-1 проекта 671, к славному племени которого относилась К-53, предусмотрено два штурмана – старший и младший (командир БЧ-1 командир ЭНГ). А боевая организация предписывает несение вахты на БС в три смены – как, впрочем, у всех «белых» людей…

Короче – меня, командира ЭНГ К-481, прикомандировали третьим штурманом. Надо сказать, что штурмана К-53 ст.л-т Кожин Валера и ст.л-т Мурыгин Олег были опытными специалистами и просто хорошими офицерами. Да и нельзя на ПЛ по-другому – выпадешь из обоймы…

Кроме того, я был на «выданье» — перед назначением командиром БЧ-1 на ПЛ К-306 меня решили «откатать»: действовало негласное правило – перед назначением на «бычка» необходимо было сделать две БС в должности «группмана».

Наступил день выхода на БС, который легко установить по выписке из исторической справки:
3d75101fe646649b832a6efbae2e1c4c.PNG
Получив последние НАВИП и ПРИП, вышли в море.

Старшим на борту – недавно назначенный командир 3ДиПЛ капитан 1 ранга Владимир Дмитриевич Ямков, человек, достойный в дальнейшем отдельного рассказа.

Начало боевой службы на К-53 мало чем отличалось от других кораблей, и тому были причины, простые, как газета «Пионерская правда». Дело в том, что на флоте существует аксиома, гласящая буквально следующее: «Любовь к морю прививается неимоверными условиями жизни на берегу». Судите сами – отработка курсовых задач Л-1,2,3, СЛ, боевых упражнений НТ-3,4, ПТ-3 (в зависимости от уровня подготовленности) – и все это в темпе вальса. Выход на БС все ждут как «манну небесную».

Поэтому в начальный период БС с негласного согласия командира и старшего на борту старпом л/с не «насилует» — некоторые элементы БП и БЗЖ «спускаются на тормозах», чтобы народ тупо выспался. И только через неделю-полторы начинаются отработки в полном объеме – играются УТ и УАТ, проводятся КБУ, отрабатываются элементы БЗЖ в разных форматах.

Форсировали ПЛР, из которых реальную опасность представляет собой Фареро-Исландский – именно здесь нас с помощью гидрофонов системы СОСУС (писал о ней в посте ранее), подводных лодок США и Великобритании, БПА НАТО брали в «клещи» и вели всю БС. Мы же постоянно проводили проверки отсутствия слежения, обнаруживали «хвосты» и пытались от них оторваться, маневрируя по скорости, глубине, используя гидрологию и т.д.

Так постепенно мы подошли к месту несения БС – Средиземному морю. В боевом распоряжении на БС последняя точка маршрута – точка всплытия в море Альборан (внутреннее море Средиземного), аккурат то самое море, где К-53 «встретила» транспорт «Братство».

Надо сказать, что передача управления ПЛ от ЦКП ВМФ через КП СФ происходит на определенном градусе северной широты, и управление принимает КП ЧФ в лице 5 ОпЭск. При всплытии в море Альборан 5 ОпЭск через персональное РДО передает ПЛ дальнейший план БС в СРМ.

Атомные ПЛ форсируют Гибралтар в подводном положении самостоятельно или под боевым кораблем (судном), маскируясь его шумами. Дело в том, что на дне Гибралтарского пролива (ширина подводной судоходной части – 8 км) установлены гидрофоны активно-пассивной системы «Колосс», элемента системы ДГАН «СОСУС». Фиксируя г/акустический шум турбины и не наблюдая радиолокацией надводного корабля (судна), система классифицирует цель как подводную, «цепляет» к ней «пастуха» и «пасет» ее по всей Средиземке…

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
22 марта 2015 г. 22:31
Как нас «подняли» в 52-й точке.

Случай, о котором хочу рассказать, имеет давнюю историю, ко всему прочему ее начало запечатлено документально – публикациями в мировых СМИ, сообщениями ТАСС и приказами МО и ГК ВМФ.

Часть 1. Присказка.

   «19 сентября 1984 года при прохождении Гибралтарского залива К-53 столкнулась с сухогрузом «Братство»[1]. Преодолев пролив, лодка всплыла на перископную глубину, чтобы затем всплыть на поверхность для проведения сеанса радиосвязи. Около 1 ч 30 мин корабельного времени (23:30 18 сентября по местному времени) штурман в перископ обнаружил ходовые огни надводного судна, но доложил об этом командиру только через три минуты одновременно с сигналом от гидроакустика об очень сильном шуме гребных винтов. Была отдана команда начать срочное погружение, но уклониться от столкновения не удалось. В результате К-53 получила повреждения носовой части легкого корпуса, обтекателя средств гидроакустического комплекса, волнорезных щитов торпедных аппаратов и выдвижных устройств. На сухогрузе «Братство» было оторвано 100 м² борта начиная от третьего трюма до машинного отделения, потерян стояночный дизель-генератор. Третье отделение и трюм полностью затопило водой. Судно осталось на плаву благодаря наличию зерна в трюме и благоприятным погодным условиям[2].
   Жертв при столкновении удалось избежать. Моряки сухогруза покинули судно и были приняты на борт теплохода «Капитан Медведев»[2].
   После столкновения К-53 в подводном положении покинула место происшествия, доклад о нём в береговой штаб был произведён с опозданием в 9 часов. В сопровождении прибывшей на помощь плавмастерской ПМ-24 лодка направилась в тунисский порт Хаммамет, откуда в сопровождении сторожевого корабля «Разительный» своим ходом отправилась к месту базирования для дальнейшего ремонта. Сухогруз «Братство» был отбуксирован Альхесирас, где с него было перегружена остававшаяся неповреждённой часть зерна, а само судно продано на металлолом[1][2].
   По результатам расследования вина за столкновение была возложена на командира подводной лодки К-53 капитана 2 ранга Юрия Скатова, который «пренебрег мерами предосторожности, выработанными хорошей морской практикой, осуществил безграмотный и необоснованный выбор места и времени всплытия в море Альборан, расположил курс всплытия поперек генеральному направлению потока судов в Гибралтарском проливе». Среди других причин названы низкая организация службы, отсутствие должного взаимодействия членов экипажа, необоснованное назначение и бездействие старшего командира Ивана Пахомова, помогавшего в походе Скатову. Скатов был снят с должности, лишился своего поста командира дивизии подводных лодок контр-адмирал В. А. Горев, строгий выговор получил командующий Северным флотом А. П. Михайловский[2].
   Своё несогласие с официальной версией событий, изложенной выше, выразил капитан сухогруза «Братство» В. Ф. Демченков, ранее проходивший службу на подводной лодке. По его мнению, К-53 в момент столкновения находилась не на перископной глубине, а в надводном положении, что следует из характера полученных лодкой и сухогрузом повреждений[2].
   https://ru.wikipedia.org/wiki/К-53_(1969)»
ed0315119207db9efe08802af24025a4.PNG
Для полноты «картины маслом» — командир ПЛ капитан 2 ранга Скатов Ю.И., старший на борту – капитан 2 ранга Пахомов И.И., старший штурман (командир БЧ-1) – капитан-лейтенант Егоров А.

Последний на мой вопрос «как все произошло?» ответил заикаясь, но коротко: «Саша, сам понимаешь – всплыли ночью. Южная ночь темна, как у афроамериканца в анусе. Командир осмотрел носовой сектор (наиболее опасный от столкновения – прим. мои), затем весь горизонт, после чего отдал перископ мне – «снимать звезды». Я «взял» четыре звезды на противоазимутах, вернул перископ в ДП, а глаза слепит красный бортовой. Доложил командиру, тот: «Боцман, ныряй!» Не успели…»

Какое стечение обстоятельств – столкновение не с кем-то, а с советским ТР! Который, кстати, вез «золотую» пшеницу из Канады. Везде пишут, что ТР «Братство» протаранил К-53. По моему разумению, все «слегка» наоборот – это подтверждается характером повреждений (очень важно). Ну да Бог с ним…

Служба моя сложилась так, что в это время я находился в должности командира ЭНГ на ПЛ К-481 (текущий ремонт с заменой АЗ) на СРЗ «Нерпа» во Вьюжном.
По приходу К-53 на Север после аварии ее сразу же завернули во Вьюжный для постановки в док.

Вот эта «красота» в доке:
33f095ae61f1e099858f40a6bda69f1c.PNG
На фото видны повреждения – поврежден ЛК, волнорезные щиты ТАТА, ТПЛ, блоки ПИ ГАК МГК-300.
Дабы долго не позориться, «красоту» после постановки в док зашили досками…

Ремонт прошел быстро – летом 1985 года К-53 была готова технически и прошла последоковые мероприятия. Для перехода ее в Гремиху в БЧ-1 прикомандировали меня, и после надводного перехода мы оказались в базе. ПЛ принял 426 экипаж под командованием только назначенного на должность капитана 2 ранга Пастушенко Ю.И. и начал отработку курсовых задач перед выполнением «основного мероприятия» (так у подводников называлась БС).

Тогда я и не подозревал, как крепко и надолго буду связан с ПЛ К-53…

(продолжение следует)

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
18 марта 2015 г. 13:57
Подводников и всех причастных поздравляю с Днем моряка-подводника!
586df0881ee8464a143ddef1c232ba3b.PNG
«День моряка-подводника» — праздник, который отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации ежегодно 19 марта.

Дата была выбрана в связи с событием, произошедшим 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, когда по указу императора Российской империи Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр». Об этом событии свидетельствует приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, подписанный лично морским министром адмиралом Алексеем Алексеевичем Бирилёвым. В этом приказе, в частности, говорилось: «Государь Император (Николай II), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». 9 апреля (27 марта) того же года указом № 27614 был учреждён Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве.

С той поры в Российской империи и появился новый праздник «День моряка-подводника», однако после Октябрьской революции 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя, праздник был возрождён. 15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта.

Написал Stopwheel •
19 марта 2015 г. 22:16
ostr60: С наступившим!

Написал ostr60 •
19 марта 2015 г. 22:36
Stopwheel:

Спасибо!

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
6 марта 2015 г. 17:51
После долгой болезни умер
НИКОЛАЕВ Станислав Петрович
79253b76b1c94d4810ca0269a9770b92.PNG
Станислав Петрович — кадровый моряк-подводник, капитан 3 ранга запаса.
В 1967 году закончил Севастопольское ВВМИУ, службу проходил на ракетных подводных крейсерах стратегического назначения (рпкСН) на КСФ в Гаджиево.

После увольнения в запас работал начальником Управления городского хозяйства администрации ЗАТО Скалистый, заместителем начальника Муниципального учреждения ЖКХ ЗАТО Скалистый, главным механиком Колпинского комбината строительных материалов.

С 2001 года по май 2010 года–заместитель Главы администрации Тельмановского сельского поселения

Соболезнования родным и близким.

Вечная память!

Написал Stopwheel •
14 марта 2015 г. 23:08
После «выгрузки МИГов» в Никарагуа, «Бакуриани» загрузился рыбной мукой в порту Писко (Перу) и через Панамский канал вернулся на Черное море накануне нового 1985 года. На судно вернулись штатные капитан (дядя Ваня) и помполит (в просторечии — помпа), в связи с чем, у экипажа появились надежды, что судно вернется к тому, чем занималось весь предыдущий год, а именно снабжению «гуманитарной помощью» дружественного народа Ирака, воевавшего с не менее дружественным народом Ирана. График перевозок на Персидский залив был крайне комфортен для членов экипажа и их семей, поскольку сами рейсы занимали порядка 30-40 дней, после которых следовало обязательное возвращение в порты Черного моря на 7-10 дней.
Но все планы экипажу испортил, кто-то «дергающий за веревочки на самом верху». Западная пресса, видимо, настолько муссировала новость о том, что «Бакуриани» таки доставил в Никарагуа МИГи, что руководство партии и правительства приняло решение послать «Бакуриани» в Никарагуа еще раз, чтобы доказать супостату, что суда торгового флота СССР возят исключительно мирные грузы. На этот раз, груз в трюмах представлял собой продукцию отечественных предприятий, столь необходимую в нашей стране, но почему-то миллионами тонн отгружавшуюся, как в «черную дыру», для поднятия народного хозяйства стран с дружественными режимами, типа Вьетнама и Кубы.

По характеру вернувшийся штатный капитан дядя Ваня был полной противоположностью Степанычу. Немногословный, осторожный, замкнутый, день Нептуна при пересечении Экватора или шумный прием сандинистского руководства на борту судна в Никарагуа при нем просто невозможно было представить. Возможно он и был превосходным судоводителем, но расслаблялся крайне редко, в основном по праздникам, когда уединялся в своей каюте с дедом (стармехом) и помпой (помполитом), в основном, для уничтожения запасов спиртного, предназначенного на представительские нужды.
Второй (мирный) никарагуанский рейс отличался от первого лишь тем, что на это раз, для перехода из Атлантического океана в Тихий вместо пролива Дрейка, мы воспользовались Панамским каналом.
В начале марте 1985 судно уже разгрузилось в Коринто (Никарагуа) и направилось под погрузку рыбной муки в порт Чимботе (Перу).
День 11 марта 1985 года начался с сообщения по радио о смерти очередного генсека, которого члены экипажа тут же по возможности не преминули помянуть, чем бог послал. Мне бог ничего не послал, и вечером перед ночной вахтой я обсуждал кончину очередного вождя в каюте с электромеханика, за чашкой растворимого кофе производства Одесской чаеразвесочной фабрики.
Ближе к ночи, к нам присоединился начальник рации Коля, подменявший в том рейсе Кузьму. Он сказал мне, что весь вечер радиоцентр Гаваны ретранслировал бесконечные циркулярные криптограммы для судов всех пароходств. Все что полагалось принять, он принял, подтвердил и отдал капитану, так что ночью у меня вряд ли будет много работы.

Гавана – радиоцентр министерства морского флота СССР на Кубе, работавший на частотах коротковолнового диапазона с позывным CLJ. Там работали наши специалисты и русскоговорящие кубинцы. Районы, прилегающие к Кубе, характеризовались крайне ненадежной радиосвязью с радиоцентрами пароходств минморфлота, и суда, находившиеся в районе Карибского моря, становились на обслуживание Гаваны/CLJ, для того, чтобы без проблем принимать и передавать служебную информацию.
В те времена вся корреспонденция в адрес судов минморфлота передавалась при помощи морзянки или буквопечатающей аппаратуры открытым текстом. Исключение составляли лишь криптограммы – набор цифр, расшифровать который могли только вместе два члена экипажа, имевшие допуск, как правило, капитан и помполит. Чаще всего, при помощи длиннющих криптограмм парткомы слали помполитам свои бестолковые инструкции, типа того, какие магазины в Лас Пальмасе или Сингапуре можно посещать, а какие считать антисоветскими и обходить стороной. Перед заходами в эти порты такие инструкции помполиты всегда вывешивали на всеобщее обозрение. Но самым забавным оказывалось то, что «запрещенные» магазины сменяли свои названия, еще до того, как экипажи, получившие подобные инструкции, сходили на берег. )))

Смерть генсека взорвала мировой эфир инструкциями из парткомов сразу всех пароходств в виде невероятного количества цифр.

В ночь с 11 на 12 марта 1985 года судно находилось где-то в Тихом океане на полпути из Никарагуа в Перу. В полночь, я как обычно, занял свое место в радиорубке и настроил радиоприемник на частоту Гаваны. Гавана разрывалась требованием немедленно выйти на связь судну с позывным UNNV. Это был наш позывной.
Связываюсь с Гаваной, для нас весьма срочная криптограмма, но уже не циркулярная, а в адрес именно нашего судна.
Принимаю морзянкой длиннющий набор цифр, подтверждаю, звоню дяде Ване, извиняюсь за ночной звонок, но происходит необъяснимое. Несмотря на мои извинения и объяснения, дядя Ваня наотрез отказывается от получения весьма срочной криптограммы и говорит, что зайдет за ней утром.
Постепенно начинаю понимать, что процесс расшифровки полученных ранее циркулярных инструкций парткома у капитана с помпой плавно перешел в поминки последнего кремлевского старца, подкрепленные серьезным уничтожением запасов представительского спиртного.
Минут через 10 дядя Ваня все же звонит в радиорубку и просит занести криптограмму ему в каюту. Спускаюсь, дядя Ваня сидит за рабочим столом в пиджаке и очках. Это в час то ночи. В таком виде я его никогда за пределами каюты даже днем ни прежде, ни после не видел. Первый признак того, что хорошо «принял на грудь». Следов помпы нет, но чувствуется, что он тоже где-то рядом. Отдаю капитану радиограмму и поднимаюсь в радиорубку.

Приблизительно через час открывается дверь и в радиорубку заходит дядя Ваня. Абсолютно трезвый, в костюме и очках. Протягивает мне радиограмму:
— Передайте срочно!
Читаю:

РАДИО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ МОСКВА КРЕМЛЬ ГОРБАЧЕВУ МИХАИЛУ СЕРГЕЕВИЧУ=
Далее от имени экипажа соболезнования по поводу смерти Черненко и поздравления новому генсеку.

Дядя Ваня не скрывает гордости – такое доверие. Но где-то глубоко в душе наверное все же понимает, что куратор в этот раз просто прислал свои инструкции в адрес судна, находившегося в мировом океане дальше других от родных берегов.
Радист в Гаване, как будто только меня и ждет. Принимает без очереди. У нас 3 часа ночи, а в Москве уже 11 утра…

Два дня назад минуло ровно 30 лет с того момента, как в стране началась новая эпоха. В СМИ об этой дате полная тишина. Изредка проскакивает что-то о Горби, кто такой был Черненко уже вообще вряд ли кто-то помнит…

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
1 марта 2015 г. 16:37
Stopwheel:
b5db855c406858675a9579d43cf6df3c.PNG
Капитан 1 ранга Зуенко И.С. (царствие ему небесное), когда я поздравил его с прошедшим Днем рождения, ответил так: "Штурман, "прошедшим" на флоте считается только три...ер. День рождения — наступившим"... :-)))

Суров и жесток юмор на флоте. А уж как точен... :-)))

(продолжение поста)

Написал Stopwheel •
23 февраля 2015 г. 18:55
nkm: Каюсь, не помню когда прочитал последнюю книгу.
Детей приучил, даже записал в библиотеку, а самого вот затянула мирская суета.
А тогда в 1984 у меня в каюте от предшественника остался раритет «Русские мореплаватели». За почти полтора года до отпуска прочитал от корки до корки. Там вся история флота российского.

Написал ostr60 •
23 февраля 2015 г. 23:18
Stopwheel, nkm:

Премного благодарен за опубликованные воспоминания!

Спасибо, мужики!

Написал Stopwheel •
1 марта 2015 г. 12:49
Анекдот с бородой.
Подводная лодка. Вчера отметили день рождения капитана. Сегодня никто ничего не помнит. Капитан-штурману:
— Где мы находимся?
— а кто его знает! пили же. .
Капитан:
— Акустик! Засечь ближайшее судно!
— Есть!
— БЧ-2, БЧ-4-торпедная атака!
Сейчас они дадут SОS и свои координаты! И, ЧТОБЫ, ЭТО БЫЛО, В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ!

С днем рожденья!

Написала krutova-zoy •
1 марта 2015 г. 13:14
Присоединяюсь к поздравлениям, в "подарок" шлю опять стихи:

Летают чайки над кормою
И вдалеке зовет маяк.
А ты свой флот зовешь судьбою,
Ведь прирожденный ты моряк.

Друг не предаст, не сломит враг,
И про родной военный флот
Споешь ты с гордостью, моряк.
С днем рождения!

Написал ostr60 •
1 марта 2015 г. 16:26
krutova-zoy:

Спасибо, Зоя!

Написал ostr60 •
1 марта 2015 г. 16:26
Stopwheel:

Спасибо!

(продолжение поста)

Написала Татьяна Козлова •
22 февраля 2015 г. 08:59
b556156cf8eb11db97f5b4e48684b1fe.PNG

Написал Stopwheel •
23 февраля 2015 г. 14:04
nkm: Класс!!!
Две вещи, которые мне не довелось испытать за время работы во флоте, это кругосветка и пересечение экватора c Гринвичем (((
Говорят, что за пересечение экватора и Гринвича, как и за Дрейка полагалась серьга в ухе.
У нас в том рейсе после Дрейка половина экипажа ходила с ниткой в ухе, чтобы не зарастала дырка, которую судовой врач пробивал всем желающим.
Серьгами никто заранее не запасся, но позже в ухо начали вставлять небольшие гвоздики, которые делал токарь. Металл, однако, был неблагородным и уши у многих долго гноились.
Больше всего проблем после Дрейка было у капитана. Говорят, что его за дырку в ухе затаскали по парткомам. Но Степаныч в то время еще был стойкий мужик, и в ответ недоброжелателям от КПСС отвечал, что он родом из глухого украинского села, где всем младенцам бабки-повитухи прокалывают ухо, чтобы впоследствии не было золотухи. )))


Конецким по молодости зачитывался.
Когда плавал, очень часто за рюмкой водки или чая, мы гадали, как это ему удавалось находить столько интересного среди обычных серых будней.
А сейчас, годы спустя, перебирая старые фотки вижу, что за каждой стоят истории и человеческие судьбы.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
21 февраля 2015 г. 03:37
Stopwheel:

Вы все-таки собрались и сделали это гораздо раньше меня.

Отличная проба пера — по крайней мере в этом посте!

Написал Stopwheel •
22 февраля 2015 г. 02:06
ostr60: Еще чуток, если Вы не против ....

Я считаю, что мне необыкновенно повезло с моим первым пароходом. Капитан (Степаныч), в том рейсе подменял, штатного (дядю Ваню), находящегося в отпуске . Был он еще достаточно молод, высок, у него были необычно для того времени длинные волосы и борода, и внешне он был похож скорее на какого-то неформала – анархиста, нежели на полномочного представителя Советской власти за рубежом. Капитанить он вроде бы начал совсем недавно, и поскольку видимо еще не успел набить себе на этом поприще достаточно шишек, дисциплина при нем на судне держалась исключительно на морских традициях. Помполит тоже был подменный, на удивление очень скромный и адекватный работник парткома пароходства. В дальнейшей моей карьере такой комфортный для экипажа тандем больше не попадался, но свободолюбие и морские традиции, привитые мне на «Бакуриани» в будущем из меня уже не смогли выбить ни капитаны-самодуры, ни ортодоксальные комиссары.

Первым необычным событием того рейса было конечно же пересечение экватора. Согласно традиции на морских судах, всем впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение в моряки, или крещение. Морской бог Нептун со своей свитой является на борт судна и после официальной, приветственной части начинается крещение моряков, впервые посетивших его владения.
Обычно в свиту входят следующие основные персонажи: Нептун, Русалка (как правило, эту роль исполняет мужчина, даже если на судне присутствуют женщины), Звездочет, Виночерпий, Лекарь, Брадобрей и Черти. Чтобы праздник получился веселым, свите конечно же заранее выдаются горячительные напитки.
Перед началом церемонии капитан и все не задействованные в свите и не несущие вахт, выстраиваются на палубе с хлебом-солью для встречи Нептуна.
После обмена официальными фразами, Нептун с капитаном выпивают по чарке и направляются к месту крещения молодых моряков, где уже приготовлены все необходимые атрибуты: трон для Нептуна, чистилище, купель, деревянная колода с концом (канатом), символизирующем Экватор и топор.
Нептун (им был второй помощник капитана Вовчик) усаживается на свой трон и праздничная церемония начинается.
По традиции сначала капитан должен разрубить конец, символизирующий экватор, после чего пароходу будет открыт путь в другое полушарие. Конец держат черти, которые мешают капитану, как могут, поскольку по традиции за каждый промах, капитан выставляет бутылку для свиты Нептуна. Честно заработанное чертями вино передается Виночерпию, после чего наступает время отчета старшего механика. Стармех рассказывает Нептуну про готовность механизмов к пересечению экватора и получает в знак одобрения свою чарку вина.

Дальше начинается самое интересное — крещение новичков.
По законам моря крещение обязаны проходить все моряки, невзирая на должности и ранги. Каждый моряк, уже прошедший обряд крещения обязан иметь при себе диплом Нептуна, доказывающий прохождение обряда. Если доказательства отсутствуют, черти имеют полное право загнать моряка в чистилище без всяких сомнений. Исключение может быть сделано лишь для старших офицеров, имеющих возможность откупиться. Единственной валютой, которую принимает свита Нептуна, конечно же является спиртное.
Первым и единственным «старшим офицером» среди нас был помполит, попытавшийся предоставить Нептуну некую охранную грамоту, полученную от капитана. Нептун внимательно прочитал эту грамоту и во всеуслышание вынес свой вердикт: «На охранной грамоте отсутствуют водяные знаки!»
В руках помполита немедленно появилась бутылка водки сразу же перекочевавшая в арсенал Виночерпия. Нептун под одобрительные возгласы чертей громко объявил: «Звездочет, прошу отметить, водяные знаки – прилагаются!»

Дальше пошли мы, простые смертные. Сколько нас было, я уже не помню, но для меня процесс заключался в следующем:
Звездочет назвал мое имя, черти подтащили меня к трону Нептуна и поставили на колени. Нептун задавал какие-то вопросы, Звездочет зачитывал грехи. В итоге вердикт – прохождение через чистилище.
На корме судов этого типа расположен небольшой трюм и бассейн. Трон и свита располагаются на крышке трюма, высота которой, как раз, вровень с леерами (ограждением) бассейна. Пространство между ними – около полуметра в ширину и порядка трех-четырех метров в длину. Это пространство накрывается брезентом, а внутри его все увешивается ветошь, вымазанная мазутом.
Черти с улюлюканьем загоняют новичка в это пространство с одной стороны и делают все, чтобы его оттуда не выпустить и посильнее извазюкать. Никто ни на кого не обижается. Весело всем.
Меня, как полагается, обвинили в неуважении к Нептуну и засунули в это чистилище. После того, как мне удалось оттуда выбраться, ко мне подошел Лекарь, «измерил температуру» огромным деревянным градусником и выдал заключение: «Пациент болен, надо бы его немного подлечить манной кашкой». В какой-то момент кажется, что стоит только съесть предложенную свитой манную кашу и все закончиться, но не тут-то было. Каша оказывается настолько соленой, что не лезет в глотку, а в мозгу свербит одна-единственная мысль, лишь бы поскорее все это закончилось.
Пока я приходил в себя после чистилища и кашки, ко мне подошел Брадобрей (начальник рации Кузьма) с огромными деревянными ножницами, ведром пены и помазком. Перед крещением новичок должен быть постриженным и побритым. Он обмазал меня мыльной пеной «побрил», «подстриг» и передал чертям. Черти бросили меня, уже почти ничего не соображающего, в купель (бассейн), затем вытащили оттуда и поставили на колени перед Нептуном. Все, обряд крещения свершился, кто-то из чертей поставил мне на заднюю часть тела огромную печать, Звездочет объявил мое новое имя – Осьминог, Виночерпий налил чарку вина и с этого момента я уже бывалый моряк. )))
5628cec8c1f5df4c91295610290b41eb.PNG
Единственное сохранившееся с того рейса фото.
Кузьма собирается меня брить.
0267336ec6d1f259ac3406edd23b6fc8.PNG
А это оборотная сторона моего диплома.
Точно такую же печать мне поставили чуть пониже спины.)))

Ну и для полной картины обряда несколько более поздних фото с другого судна того же типа:
64a6bdb5ce95393814630e80f83aa65a.PNG
Буфетчица готова исполнять любые пожелания свиты, только бы не проходить через чистилище.
a55154d1cfb1b5a020e181cbf13acb35.PNG
Бывали случаи, когда свита потребовала проявить уважение к дочери Нептуна Русалке )))
4ec1fe6bbb365efd812c666a44272999.PNG
Иногда в купель опускали и таким образом.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
15 февраля 2015 г. 17:39

 
В Петербурге скончался старейший подводник России Георгий Неволин
ffa77901e48d1f64ed52ef5067d46079.PNG
   В Петербурге скончался старейший подводник России, вице-адмирал Георгий Лукич Неволин. Об этом сообщается на сайте Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников.

   16 февраля состоится прощание с Георгием Неволиным. Отпевание пройдет в Кронштадтском Морском соборе, похороны на Кронштадтском кладбище.

   Георгий Неволин родился 6 мая 1921 года в Приморском крае, в городе Имане. В июне 1941 года поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. С 1969 года Неволин командовал 3 флотилией подводных лодок КСФ. В октябре 1973 года вице-адмирал был назначен начальником Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола.

   http://www.mr7.ru/articles/111609/

Умер выдающийся Подводник и Педагог... В годы моей учебы в ВВМУПП имени Ленинского комсомола был начальником училища.

Светлая память!

Написал Stopwheel •
21 февраля 2015 г. 01:55
На фоне постоянных новостей из Украины навеяло …

В сентябре 1984 я приехал на Украину по распределению. После Ленинграда Одесса показалась какой-то грязной и беспардонной. Это нам только кажется, что все говорящие на русском языке люди одинаковы. На деле же люди, живущие на земле, сильно отличаются, и отличия эти в направлении север-юг гораздо сильнее, чем восток-запад. Мне понадобилось время, чтобы понять, что и на Украине меня окружают прекрасные люди, просто они немного другие.

Отчасти причина происходящего сейчас на Украине и в том, что после того, как мы им предложили наш русский мир, который по их разумению, отличается от ихнего, им окончательно снесло крышу. В результате, симпатизировавшее России большинство населения страны, как минимум, перестало нам доверять.

Отвлекусь от политики. На то чтобы устроиться на работу в Черноморское пароходство у меня ушло пару недель. Все это время я и несколько моих однокашников жили в гостинице моряков в Ильичевске. В соседних номерах поселилась веселая компания выпускников Киевского университета. Они распределились на пассажирские суда не то переводчиками, не то библиотекарями. Среди них были и девчонки, так что скучно не было.

«Бакуриани» был моим первым пароходом, а рейс в Никарагуа, описанный выше, первым в жизни самостоятельным рейсом. Когда я, наконец, оформил все формальности в отделе кадров и попал на борт, мне уже ничего совершенно не хотелось, и я честно приступил к выполнению своих непосредственных должностных обязанностей.

Судно встало под погрузку в Балабановке, закрытом порту, от проходной которого всего лишь 5 раз в день ходил рейсовый автобус в Николаев через ближайший населенный пункт Октябрьский.
Порт был закрытый, никаких членов семей или посторонних. Дорога до Николаева на автобусе занимала около часа, а в Октябрьском была всего одна гостиница, принадлежавшая, находящемуся в Днепробугском лимане глиноземному порту, в котором крупнотоннажные балкера разгружали руду из Экваториальной Гвинеи. Эта гостиница всегда была переполнена членами семей судов балкеров, в связи с чем, женам членам экипажей судов, приходящих в Балабановку приткнуться в Октябрьском было негде. В результате членов экипажей многих судов в Октябрьском с нетерпением ждали «вторые» жены, скоротечная любовь которых угасала со скоростью, с которой таяло содержимое карманов «временных мужей». Иногда, если погрузка судна по той или иной причине затягивалась, «жена» могла даже намекнуть «обедневшему мужу», что пора бы ему поторопиться, поскольку на подходе уже судно с его «сменщиком». )))

У начальника рации тх «Бакуриани» Станислава Кузьмича, которого мы между собой называли просто Кузьмой, второй жены не было, и он придумав какую-то производственную необходимость посетить службу связи, укатил к законной жене в Одессу, переложив на меня все свои обязанности.
Поскольку радиосвязью в порту пользоваться запрещено, вся моя работа заключалась в том, чтобы раз в день съездить на радиоцентр в Николаев и забрать всю пришедшую на судно корреспонденцию. Обычно времени между автобусами в Николаеве хватало еще лишь на то, чтобы выпить пару кружек холодного николаевского пива.

Ну вот и все, на завтра назначен отход, почти весь экипаж на борту. Но произошло незапланированное. Третий помощника капитана, отвечавший за судовую кассу, устроил раздачу чеков ВТБ за какие-то ранее выполненные сверхурочные работы. Что-то перепало и Кузьме, и он тут же предложил мне прокатиться последним автобусом в Октябрьский и отметить мой первый рейс в известном на всю округу ресторане «Мрия». Я не нашел в себе сил отказать начальнику, его чеки тут же прямо в порту по курсу 1 к 10 превратились в казначейские билеты Госбанка СССР, и через какой-то час мы уже сидели за столиком в «Мрии».
Кузьма оказался азартным, и еще через полчаса за нашим столиком уже было 4 местных девчонки. Дальше водка, шампанское, живая музыка, танцы до самого закрытия.
Выходим на улицу. Ночь необыкновенно теплая. Рядом со мной 3 девчонки. Я холостой, уже готов жениться на всех трех, а утром уйти в море – пусть ждут. У Кузьмы же дела хуже, ему почти полтинник, и похоже, что гарна дивчина, которая рядом с ним, подпевает ему «Несе Галя воду» только из уважения к его сединам и содержимому кошелька.
Не знаю, что за вожжа попала ему под зад. Может он просто не захотел, чтобы я стал жертвой группового изнасилования, а может его спутница пела невпопад, но он вдруг неожиданно громогласно заявил, что он привык спать только в своей кровати, после чего выбежал на дорогу и стал махать перед фарами приближающейся машины. Машина резко остановилась и включила … синюю мигалку. Чтож, все когда-то заканчивается. Пришлось попрощаться с девчонками и идти шефу на подмогу. Сотрудник милиции вежливо предложил нам обоим пройти к задней двери и проехать в отделение милиции.
Дело начинало принимать серьезный оборот. Мой первый в жизни рейс заканчивался, даже не начавшись… Экипаж теплохода «Бакуриани» оставался без радиослужбы… Да что там? Сбивался график кризиса между сверхдержавами, а радио «Маяк» уже никогда бы не объявило о том, что в день празднования Великой Октябрьской Социалистической революции советский сухогруз с «мирным» грузом при заходе в порт Коринто был подвержен провокационным действиям фрегата ВМС США…
Кузьма ухитрился выйти из ситуации тем же путем, что в нее и вошел. Увидев фары еще одной машины, он рванул и ей навстречу. На нашу удачу это оказалось такси. Таксист согласился доставить нас в порт по двойному счетчику. Милиционеры, на удивление не возражали…

На следующий день мы покинули порт, в который я потом возвращался несчетное количество раз.
Кузьма и дальше продолжал быть азартным. В том рейсе он пил все, что горело, и даже как-то раз, когда я мирно спал после вахты, ухитрился выпить мой лосьон после бритья, после чего мне ничего не оставалось, как отпустить бороду. )))
Позже во времена Горбачева разрешили брать с собой в рейсы жен. Рассказывают, что Кузьма умер в Красном море от инфаркта в конце 80-х, когда был в рейсе с женой…

(продолжение поста)

Написал Stopwheel •
17 ноября 2014 г. 12:29
ostr60: Вряд ли в обозримом будущем у меня на это появится время :((
Так, что пока иногда здесь, коротенько, под настроение ...

Написал Stopwheel •
17 ноября 2014 г. 12:31
ostr60: А я в декабре 1992 решил с флотом завязать.
В аккурат под Новый год закончился мой последний рейс...

Написал ostr60 •
17 ноября 2014 г. 12:55
Сегодня у командира 343 экипажа атомной подводной лодки
3ДиПЛ 11ФлПЛ СФ
УТИНА Александра Вадимовича — День Рождения!
1c3156753c266037e79dfb45b9cf6c1b.PNG
А.Утин в далеком 1990 году...

ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ, УДАЧИ!

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
17 ноября 2014 г. 01:28
Stopwheel:

Спасибо за интересные воспоминания :-)))
Завтра (то бишь уже сегодня) тоже кой-чего расскажу...

Написал Stopwheel •
17 ноября 2014 г. 10:29
ostr60: Да не за что. У меня этих воспоминаний ... книжки можно писать :-))

Написал ostr60 •
17 ноября 2014 г. 11:57
Stopwheel:

 
...У меня этих воспоминаний ... книжки можно писать :-))
Мне кажется, Вам стоит попробовать... Сам иногда задумываюсь о том...

Написал ostr60 •
17 ноября 2014 г. 12:03
nkm:

Спасибо и тебе, Костя — за поддержку.
Как и обещал — опишу один из эпизодов службы, пока — на берегу.

 
Воспоминания о службе, или как я попал служить на 343 экипаж 3ДиПЛ 11ФлПЛ СФ.

   Не могу сказать, что назначение на 343 экипаж было для меня очевидным и прогнозируемым… Да и кем можно назначить на лодку уже заматеревшего штурмана с 10-летним стажем в звании капитана 3 ранга?

   Объективности ради надо сказать, что этот самый штурман несколько раз выходил в море с 343 экипажем прикомандированным. За это время у меня сложилось свое мнение о экипаже, и оно не сильно отличалось от мнения командира ПЛ и командования дивизии. Суть его выражу коротко – с этим экипажем можно идти в море для выполнения боевой задачи.

   Короче говоря, когда осенью 1992 года командир 343 экипажа капитан 2 ранга А.В.Утин предложил мне прийти на экипаж на должность заместителя командира по работе с личным составом вместо убывшего по переводу к.2 р. Муравьева С., я не сразу согласился. Тому причиной было неоднозначное отношение личного состава к «архитекторам человеческих душ», как иногда называли политработников. Да и по службе я несколько раз сталкивался с противодействием политотдела дивизии и Военного Совета флотилии с не лучшим для себя балансом.

   И здесь Утин А.В. привел несколько аргументов в пользу моего назначения. «Ты строевой офицер с опытом службы, знаешь «железо» — почему «нет»? – сказал он. Колебался я недолго. Александр Вадимович тут же предложил написать рапорт на имя начПО дивизии к 1 р. А.А. Тимошенко, что и было сделано. Утин «подмахнул» его, и мы отправились в штаб дивизии к начПО.

   Сказать, что А.А. Тимошенко был удивлен моим рапортом и поддержкой командира 343 экипажа А.В.Утина – значит, ничего не сказать. НачПО даже вполголоса высказался об «офицере, который бьет матросов» (был у меня такой «грешок», за который Военный Совет 11 ФлПЛ в 1989 году «зарубил» мне орден «шерифа») — естественно, со своим комментарием. Тем не менее, рапорт оставил у себя и через несколько дней подписал. В кадрах оформили представление на должность и очередное воинское звание, соответствующее штатной категории – к тому времени я выслужил «капдва». Скоро приказом был назначен ЗКВР и приступил к исполнению обязанностей в полной мере .

   Присвоение же воинского звания произошло для меня, да и для всей Гремихи в памятную дату. Вечером 31 декабря 1992 года командир, я и часть офицеров и мичманов находились в части – готовились к празднованию Нового Года. На камбузе дивизии пекли пироги, жены офицеров и мичманов приготовили для матросов салаты и торты. Несколько раз в казарму прибегал рассыльный из штаба дивизии и приглашал меня к оперативному телефону. Я спустился в штаб после того, как мне сообщили, что звонок из Москвы. Звонил мой бывший командир ЭНГ капитан-лейтенант С.Мюрсей, который служил в Москве в наградном отделе ГУКа ВМФ. «Александр Петрович, здравия желаю, — сказал он, — я только вышел от Главкома и рад сообщить, что сегодня вам приказом № …. присвоено очередное воинское звание». Поблагодарив его, я поднялся в экипаж, где мы с Утиным А.В. отметили это событие небольшой дозой корабельного «шила».

   Поздно вечером 31 декабря 1992 года в тундре рухнула опора ЛЭП с Серебрянской ГЭС, и Гремиха на 21 сутки погрузилась в темноту – наша ветка была тупиковой... Электроэнергию в жилые дома давали по веерной схеме от аварийных источников питания – дизель-генераторов и от введенных ГЭУ ПЛА.

   Но это уже другая история…

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
16 ноября 2014 г. 21:21
Stopwheel:
...А кто им мешает замкнуть это кольцо сейчас?
Да никто....
Просто Путин отОБАМил (выражение принадлежит одному "кандидат в науку";) арапа именно Крымом, сиречь — Севастополем....

Написал Stopwheel •
17 ноября 2014 г. 01:15
ostr60: Ну если "кандидат в науку" сказал, то так он и было :-)

А вот 30 лет назад, когда он свою кандидатскую только задумывал, супостата ОБАМИли совсем по другому.

2 октября 1984 года американский спутник-разведчик сфотографировал черноморский порт Николаев (а точнее его закрытый район пп. Октябрьский, в просторечии Балабановка, откуда Главным Инженерным Управлением (ГИУ) МО СССР производился экспорт всего производимого в стране вооружения). На фото попал находившийся под погрузкой сухогруз «Бакуриани», в непосредственной близости от которого находились 12 контейнеров с истребителями МИГ-21. В последующие несколько дней порт был закрыт густой облачностью, а после того, как облака рассеялись, контейнеров с МИГами на месте не оказалось, а сухогруз уже покинул порт.
Поскольку «Бакуриани» был единственным судном в порту, в трюмах которого можно было скрыть подобный груз, аналитики ЦРУ высказали предположение, что МИГи должны быть на его борту. Это подозрение усилилось после того, как «Бакуриани» взял курс на мыс Горн в обход Южной Америки, а не воспользовался коротким путем через Панамский канал, где груз мог быть подвергнут инспекции. А после того, как выяснилось, что страной назначения груза является Никарагуа, мир оказался на пороге очередного кризиса между СССР и США.

(Это из открытых англоязычных источников, правда в моем переводе и изложении).
921a0e7177151d656c7d1f2e62e4a1ef.PNG
т/х Бакуриани
На теплоходе «Бакуриани» я тогда трудился в должности радиооператора и хорошо помню этот рейс. Мы шли под полной завесой секретности. Порт назначения не объявлялся до самого конца.
При пересечении Экватора в Атлантике отметили праздник Нептуна, после прохода пролива Дрейка к доктору выстроилась очередь из желающих проколоть себе ухо, но лишь только когда прошли Перу, ни у кого не осталось сомнений, что страной назначения будет Никарагуа.
Начиная с широты Панамы нас начал донимать своими облетами самолет-разведчик «Орион», при каждой встрече с которым штурмана отрабатывали какие-то только им известные «противосамолетные зигзаги.
ca28716e499a0ddd63406a7227fe4719.PNG
Дальше веселее… Из принимаемых навигационных предупреждений следовало, что подходы к Никарагуанским портам могут быть заминированы, а из новостей все и так прекрасно знали, что до нас на минах в Никарагуа подорвалось около 10 судов, в том числе танкер «Луганск» Новороссийского пароходства.
Ситуацию усугубляло еще и то, что только что только что прошли выборы в Никарагуа и США:
4 ноября на выборах в Никарагуа одержали победу сандинисты и президентом был избран Даниэль Ортега, а 6 ноября на второй срок в США был избран Рональд Рейган.

В порт Коринто заходили утром 7 ноября. Была объявлена общесудовая тревога. Все свободные от вахт и работ члены экипажа находились на верхней палубе в спасательных жилетах. Все … кроме меня. После ночной вахты я спал в каюте сном праведника. Кто-то из моих предшественников радистов сделал так, что в каюте радиста полностью отключалась принудительная судовая трансляция, в связи с чем сигнала общесудовой тревоги я не услышал и самый кульминационный момент проспал )))
Проснулся, как положено к обеду, увидел в иллюминатор, что стоим у причала, и все подробности узнал уже в кают-компании во время обеда …. из новостей радио «Маяк».
Диктор «Маяка» уверенно сообщал, что в день Великого Октября советский сухогруз с «мирным» грузом при заходе в порт Коринто был подвержен провокационным действиям фрегата ВМС США, который прекратил свои действия только после того, как открыла огонь береговая артиллерия Никарагуа.
После этого среди экипажа тут же нашлись те, кто видел этот фрегат и лично слышал, как что-то ухало в горах, а электромеханик Сергей Григорьевич, типичный одессит, во всеуслышание заявил, что он даже нашел в бассейне осколки от снарядов)))

Почему это пишу? Прошло ровно 30 лет и я случайно наткнулся на YouTube на ролик с новостями того времени:
http://youtu.be/0rPWzNv1e08
Теплоход «Бакуриани» Черноморского морского пароходства за 25 лет жизни прошел много «горячих» точек. Мне довелось застать людей, которые помнили еще блокаду и обстрелы в порту Хайфон во время вьетнамской войны. При мне были рейсы по линии ГИУ в Персидский залив, и так получилось, что я был начальником радиостанции на «Бакуриани», когда в 1990 году он отправился к своему последнему месту стоянки в Индии, где был продан на металлолом.
«Страна знает своих героев» — такую фразу я часто слышал на «Бакуриани» от членов экипажа. Почти все они, кто еще жив, конечно, являются сейчас гражданами Украины…
Награды нам за нашу работу не полагались, хотя нет, на одном из судов той же серии я все же видел у капитана грамоту от председателя КГБ «За выполнение важного правительственного задания». То судно принимало участие в эвакуации советского посольства во время военных действий в Йемене…

А МИГи в тот раз мы, похоже, в Никарагуа так и не привезли. Если верить англоязычной прессе, то в контейнерах вероятнее всего оказались вертолеты МИ-8 и катера береговой охраны.
Зачем в таком случае шли вокруг Южной Америки, мне до сих пор непонятно.
Но в Никарагуа МИГ-21 вроде бы все же попали. Вот нагуглил: http://www.d-pils.lv/news/2/357459

(продолжение поста)

Написал Stopwheel •
16 ноября 2014 г. 00:52
ostr60:

   
Кораблей США с системой ПРО "Иджис" так не хватало в Черном море... :-)))

Про "Сосус" что-то помню, а "Иджис" ... не-е, не припоминаю. :-)
А вообще, мне военные корабли стран НАТО никогда не нравились. Наши всегда в море выглядели как-то величественнее.
Вот такой вот красавец сопровождал нас в Персидском заливе во время "танкерной войны" в конце 80-х.
248adc57ade50f01c6eddbbef28646b5.PNG
Ну а то, что корабли США могли стоять в Севастополе, это проколы нашей внешней политики. Украиной надо было заниматься всерьез и намного раньше.

Написал ostr60 •
16 ноября 2014 г. 06:38
Stopwheel:

  СОСУС (SOSUS) (SOund SUrveillance System, Звуковая Система Наблюдения) — гидроакустическая противолодочная система США. Предназначена для обнаружения и идентификации подводных лодок

С этой системой наши ПЛА всегда имели "дело". Ее гидрофоны встречали нас на Фареро-Исландском рубеже ПЛО НАТО, далее — по всей Атлантике. Затем — в Гибралтаре, где стояла система "Колосс"(элемент "Сосус").
На самом деле доставляла много неприятностей нашим ПЛА — в ВМФ даже появились специальные ПЛ, которые в угрожаемый период и с началом БД должны были "выдрать" с корнем стационарные гидрофоны... :-)))

Ну, а "Иджис"..... это элемент глобальной системы ПРО США. С размещением этой системы в Черном море США замыкали кольцо системы вдоль границ РФ, существенно ослабляя российские РВСН...

Написал Stopwheel •
16 ноября 2014 г. 19:31
ostr60:

   
"Иджис"..... это элемент глобальной системы ПРО США. С размещением этой системы в Черном море США замыкали кольцо системы вдоль границ РФ, существенно ослабляя российские РВСН...
А кто им мешает замкнуть это кольцо сейчас?
К ним наверняка стоит целая очередь из свободных причалов от Поти до Херсона. Да и Азовское море с Мариуполем и Бердянском так и не превратилось во внутреннее море РФ (((

(продолжение поста)

Написал Stopwheel •
15 ноября 2014 г. 22:57
ostr60:

   
В основном, эконом-класс... :-)))

Ну да, с Майбахами я перегнул...
Но все равно в отличие от вполне комфортабельных северных подводных атомных "крузеров", на ЧФ службу несли исключительно дизельные "човны".
Различные задачи, разный вероятный противник...

Написал Stopwheel •
15 ноября 2014 г. 23:12
ostr60:

   К слову:

   
Капітан 3 рангу Ємельяненков М.О., командир протичовнового корвета «Тернопіль» («русский, который не сдается)

Помнится весной мы его здесь уже обсуждали.

Написал ostr60 •
15 ноября 2014 г. 23:16
Stopwheel:

Ну да.
А ведь в Севастополе могли стоять у пирсов такие:
1b961036fbd4300b25ef943b28fc7609.PNG
или вот такие — с системой "Иджис"
4319155ade0c685831d3938654cccefa.PNG
Кораблей США с системой ПРО "Иджис" так не хватало в Черном море... :-)))

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
15 ноября 2014 г. 19:55
Эдуард Дмитриевич БАЛТИН (1936 — 2008) —
командующий Черноморским флотом Российской Федерации (1993—1996),
адмирал, Герой Советского Союза, похоронен в Смоленске
2f01bf186157abe00e1c55eca2b89c7e.PNG
Вечная память Герою...

Написал ostr60 •
15 ноября 2014 г. 20:00
Stopwheel:

Бентли и Майбахов не было также на ТОФе, СФ и БФ.
В основном, эконом-класс... :-)))

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
15 ноября 2014 г. 19:00
Stopwheel:

Достойный список.

К слову:

 
Капітан 1 рангу Шагєєв Р.М., командир підводного човна «Запоріжжя» (прим. редакции — сейчас переучивается в Питере, будет командиром субмарины «Великий Новгород»);

   Капітан 2 рангу Клочан Д.В., командир другого екіпажу підводного човна «Запоріжжя»;

Замечу, что подводная лодка "Запорожье" действительно находилась в состоянии "...овна"... типа старого "ЗАпора"...

Написал ostr60 •
15 ноября 2014 г. 19:38
Stopwheel:

Раз уж коснулись темы ВМС Украины...

Безкоровайный, Владимир Герасимович (род. 1944) — вице-адмирал, командующий Военно-морскими силами Украины (1993—1996)
Выдержка из биографии:
...С 1977 — командир ракетного атомного подводного крейсера стратегического назначения, Северный флот.
В 1984 – окончил Военно-морскую академию им. А. А. Гречко.
С 1984 — командир 41 дивизии атомных подводных лодок (Гремиха), контр-адмирал, в 41 дивизии — кличка "БЕС" (прим. автора поста)"
С 1988 — начальник штаба, с 10.1990 по 1993 — командующий 3 флотилией атомных подводных лодок (Гаджиево), вице-адмирал.
В 1993 — окончил Военную академии Генерального штаба ВС СССР.
С 1993 — в Вооруженных Силах Украины.
С 1993 по 1996 – командующий ВМС Украины.
_________________________________________________________________________________
Эдуард Дмитриевич Балтин (1936 — 2008)— командующий Черноморским флотом Российской Федерации (1993—1996), адмирал, Герой Советского Союза
Выдержка из биографии:
...В 1973—1975 годах проходил обучение в Военно-морской академии, после окончания которой назначен на должность начальника штаба 13-й дивизии ПЛ.
В 1978—1980 годах проходил обучение в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил им. К. Е. Ворошилова.
В 1980 году назначен командиром 41-й дивизии ПЛ Северного флота (Гремиха).
В 1992 – 1996 годах – командующий Краснознамённым Черноморским флотом

Как два адмирала-сослуживца Черноморский флот делили — об этом можно прочитать в Интернете.
Автору поста посчастливилось знать обоих.

Написал Stopwheel •
15 ноября 2014 г. 19:43
ostr60:

 
Достойный список.

Меня тоже впечатлил.

А в дизельном подводном флоте ЧФ даже при СССР ни Бентли, ни Майбахов не было )))

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 21:21
Здесь подробно о пл пр. 671 и о боевой службе
ПЛА К — 481 под командованием капитана 1 ранга ШПОРТЬКО А.Н в 1980 году

 
 Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 671
  http://nnm.me/blogs/Dmitry68/atomnye-torpednye-i-mnogocelevye-podvodnye-lodki-proekt-671/

Написал Stopwheel •
15 ноября 2014 г. 16:31
borodaykam: Чудак ты, цэ ж украинские девчонки плачут по украинским морякам, перешедшим на службу флоту российскому )))

 
Перелік осіб керівного складу Військово-морських сил Збройних сил України, що прийняли російське громадянство та поповнили лави ВМФ Россійської Федерації:

   Контр-адмірал Березовський Д.В., командуючий ВМС України (прим ред. — сейчас замкомандующего Черноморским флотом, уголовное производство открыто ранее, адмирал объявлен в розыск);

   Полковник Стешенко С.М., начальник центру оперативного (бойового) забезпечення ВМС України;

   Полковник Стороженко С.І., командир 36 окремої бригади берегової оборони Військ берегової і територіальної оборони ВМС України;

   Полковник Козаченко Д.Г., командир 406 Сімферопольської окремої берегової артилерійської групи Військ берегової і територіальної оборони ВМС України;

   Капітан 1 рангу Кацай Д.О., командир 37 окремого полку зв’язку;

   Підполковник Саєнко О.О., командир 501 Окремого батальйону морської піхоти ВМС України (Керч);

   Капітан 2 рангу Васін Є.Є., начальник центру радіоелектронної розвідки ВМС України;

   Капітан 1 рангу Касторов І. І., начальник центру навігації, гідрографії та гідрометеорології ВМС України;

   Підполковник Лисенко А.В., начальник центру забезпечення пальним ВМС України;

   Капітан 2 рангу Карпов Е.В., начальник 174 бази озброєння ВМС України (1 розряду);

   Капітан 2 рангу Єлікєєв О.В., начальник центру криптографічного та технічного захисту інформації;

   Капітан 2 рангу Римарь Р.О., командир Севастопольської військово-морської бази;

   Капітан 2 рангу Звягінцев В.П., командир 5 бригади надводних кораблів ВМС України;

   Капітан 2 рангу Кривко М.Ф., командир 18 дивізіону суден забезпечення ВМС України;

   Капітан-лейтенант Голубєв В.О., командир 8 дивізіону суден забезпечення;

   Капітан 2 рангу Афанасенко Є.М., командир 28 дивізіону пошуково-рятувальних суден;

   Капітан 3 рангу Палій Б.Л., командир морського тральщика «Чернігів»;

   Капітан 3 рангу Журкін О.В., командир ракетного корвета «Придніпров’я»;

   Капітан 1 рангу Шагєєв Р.М., командир підводного човна «Запоріжжя» (прим. редакции — сейчас переучивается в Питере, будет командиром субмарины «Великий Новгород»);

   Капітан 2 рангу Клочан Д.В., командир другого екіпажу підводного човна «Запоріжжя»;

   Капітан 3 рангу Барєєв А.М., командир корабля управління «Донбас»;

   Капітан 3 рангу Заугольников С.В., командир навчального корвета «Вінниця»;

   Капітан 3 рангу Сухар Д.О., командир ракетного катеру «Прилуки»;

   Капітан 3 рангу Макєєв С.В., командир протичовнового кор-вета «Луцьк»;

   Капітан 3 рангу Ємельяненков М.О., командир протичовнового корвета «Тернопіль» («русский, который не сдается);

   Капітан 3 рангу Хромченков В.О., командир середнього десантного корабля «Кіровоград»;

   Старший лейтенант Зіновьєв С.Є., командир артилерійського катера «Херсон»;

   Капітан 3 рангу Білий О.Г., командир протидиверсійного катера «Феодосія»;

   Майор Тарасенко М.О., командир судна контролю фізичних полів «Сєвєродонецьк»;

   Капітан 2 рангу Кочерга О.М., командир ракетно-технічної бази ВМС України;

   Капітан 1 рангу Миколайчук О.П., начальник контактного пункту з країнами НАТО командування ВМС. України;

   Капітан 2 рангу Жук В.С., начальник 186 навчально-тренувального центру морських операцій;

   Підполковник Симонов К.В., командир 85 окремого берегового ракетного дивізіону;

   Капітан 3 рангу Швець О.В., командир 801 окремого загону боротьби з підводно-диверсійними силами та засобами;

   Капітан 1 рангу Лєкарєв Д.В., начальник Об’єднаного інформаційно-телекомунікаційного вузла ВМС України;

   Капітан 1 рангу Шевченко Т.І., начальник Військово-морського коледжу старшинського складу ВМС України;

   Капітан 1 рангу Гончар Г.М., начальник 191 Навчального центру ВМС України;

   Полковник медичної служби Гриненко О.В., начальник 10 поліклініки ВМКЦ Кримського регіону;

   Капітан 2 рангу Щербань Д.Б., начальник 104 окремого передаючого радіоцентру;

   Капітан 2 рангу Невмержицький Ю.В., начальник 21 району спостереження;

   Підполковник Садовник В.В., командир 222 окремого автомобільного батальйону;

   Підполковник Колесніков В.В., начальник 277 Об’єднаного складу (МІС, 4 розряду);

   Капітан 2 рангу Захватихата М.К., начальник 29 морського розвідувального пункту ВМС;

   Капітан 2 рангу Коваль О.В., начальник 30 Командно-розвідувального центру ВМС України;

   Підполковник Кулаков А.І., начальник 38 управління експлуатації спеціальних об’єктів;

   Підполковник Буряк І.О., начальник 51 об’єднаного складу озброєння і майна (1 розряду);

   Майор Яковенко О.Г., начальник 531 бази зберігання і ремонту засобів зв’язку (2 розряду);

   Підполковник Миронов О.В., начальник 537 вузла фельд’єгерсько — поштового зв’язку;

   Підполковник Репік В.М., начальник 56 комендатури охорони і обслуговування ВМС;

   Підполковник Прилуцький С.В., начальник 71 вузла фельд’єгерсько-поштового зв’язку;

   Підполковник Чучин Є.В., начальник 79 інформаційно-телекомунікаційного вузла.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 21:18
Наша "кормилица":
ab0f4043afc19c3c1e9b96005be60f7b.PNG
и ее ТТХ:
55fb75e546e15be30835a62eb9e5a60c.PNG

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:55
4aebbd4cfd7f1dae00d2fd966923ced5.PNG
Они были первыми:
Слева — Скуратов К.А. (КГДУ-3), справа — Айрапетов А.И. (КГДУ-2)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 21:01
4dc68579897b0c88629cc3129b7b2791.PNG
Справа налево: КГДУ Закаблук С.И., старшина команды рулевых/сигнальщиков
(главный боцман) Глухов В.Е. с супругой и сыном — офицером Флота российского...

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:48
67ec5d6c7260434a40b1ecf8c57f9ff3.PNG
Брагин Н.А с супругой

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:51
15a490ffca115705f1a1e93b64a98061.PNG
Старший (Петенков А.Н.) и младший (Крамарчук А.П.) штурманы

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:45
42b28b667c7e12ebc695c02965e42fff.PNG
Петенков А.Н., Ситникова Е....

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:41
25f82a26d4c00db4f43e34237dd60c31.PNG
Савченко В.Я. с супругой.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:38
0fe3495b0a9db2e2fc4ce5bbd703a0a5.PNG
1 и 2 отсеки во главе с командиром ПЛ и командиром дивизии ПЛ

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:43
6f7d2d180cb56c16a17968df760a286b.PNG
Семенов А.Е. демонстрирует бережно сохраненную
"разуху" "Северный Ледовитый океан — Атлантический океан — Индийский океан — 1980 год"

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:34
b0c80087489e1046ddf063193cbde157.PNG
Верные боевые подруги — наши "половинки"

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:36
91dcf88f07724fe6326b6453378a8b5b.PNG
Дивизион движения БЧ-5

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:29
69714bdcb1106c383898ad63b132ae2f.PNG
Они были первыми — мичманы Евстифоров Сергей Владимирович старшина команды турбинистов и старшина команды торпедных электриков Дранишников Владимир Иванович...

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:32
908d2e5c53ab2c7c80f6bf7f928f8ebf.PNG
Фото на память.
Многие не виделись долгих тридцать лет....

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:20
a656a755e3945c7c8679a45fb243bb9b.PNG
Мои друзья-наставники...
Слева направо — лучший электрик флота российского Савельев А.П. ("дядя Толя";).
командир реакторного отсека В.Чекалин, командир ГАиТ КИП ГЭУ А.Ситников.

Написал ostr60 •
11 ноября 2014 г. 20:23
1c2f0bfae754a4628587362f208740b8.PNG
Командир ДД БЧ-5 Семенов А.Е. и командир ЭТД Савельев А.П.

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
10 ноября 2014 г. 22:41
a93c30baa750c6147824a3198e73b3b7.PNG
Непринужденно и раскованно вел вечер воспоминаний
Савченко Владимир Яковлевич — командир турбинной группы в далеком 1982 году...

Написал ostr60 •
10 ноября 2014 г. 22:55
Помянули ветераны и тех, кого уже нет с нами....:

Урезченко Виктор Семенович
Мазовка Евгений Константинович
Швиденко Александр Тихонович
Кислов Георгий Георгиевич
Беседин Александр Филлипович
Каплунов Валерий Сергеевич
Максимов Леонид Аясович
Проценко Александр Тихонович
Ткаченко Петр Васильевич
Манько Виктор Алексеевич
Храмцов Александр Викторович
Крикун Вячеслав
Фомин Михаил
Тукила Василий Иванович
Шестопалов Сергей Анатольевич
Прокопьев Александр Николаевич
Мезенцев Сергей
Аверьянов Юрий
Аверочкин Юрий Валентинович
Гришаев Владимир Николаевич
Кучмиев Виктор Васильевич


Вечная память...

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
10 ноября 2014 г. 22:31
6e9fe34e2b4a0f30f186e56fad685cdb.PNG
Командирское блюдо...

Написал ostr60 •
10 ноября 2014 г. 22:36
c914b4ee0a33f8cd628611ae58e145cf.PNG
Ветераны корабля подарили командиру фотографию, где он запечатлен на мостике своей ПЛ.
На обороте все желающие оставили свои пожелания Александру Николаевичу...

(продолжение поста)

Написал ostr60 •
10 ноября 2014 г. 22:27
b54eb1e5171724e24342d7f84e888953.PNG
"ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ!"

Капитан 1 ранга ШПОРТЬКО Александр Николаевич — поистине легендарный командир корабля, пользующийся любовью и уважением всех членов экипажа без исключения.

Если и ошибаюсь, то не намного — Шпортько совершил 19 боевых служб в различные районы Мирового океана в должности командира атомной подводной лодки!

Кто хоть раз побывал в море на ПЛ, тот поймет....
Страницы: 1 | 2 | След.