03 апреля 1885 г. родился контр-адмирал Б.А.Вилькицкий, гидрограф, исследователь Арктики

03 апреля 1885 г. родился контр-адмирал Б.А.Вилькицкий, гидрограф, исследователь Арктики

Вилькицкий Борис Андреевич, русский морской офицер, контр-адмирал, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики.

Родился в Санкт-Петербурге 22 марта (3 апреля по н.ст.) 1885 г., в военной семье потомственного дворянина А.И.Вилькицкого, генерал-лейтенанта корпуса гидрографов, начальника Главного гидрографического управления.

Окончив Морской корпус и Морскую академию, Б.А. Вилькицкий служил на Балтике и в Тихом океане. В ноябре 1904 г. в чине мичмана под Порт-Артуром был ранен и вместе с другими защитниками крепости попал в плен. По возвращении из плена Вилькицкий получил ордена св. Станислава, св. Владимiра с мечами и бантом и св. Анны 4-й ст. на кортик.

В 1908 г. окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу (штурманская специализация) и 20 декабря того же года произведен в чин старшего лейтенанта. В 1908–1912 гг. служил гидрографом на Балтийском море и на Дальнем Востоке, выполняя ответственные гидрографические работы.

В июне 1913 г. капитан 2 ранга Вилькицкий был назначен командиром одного из двух судов экспедиции, которая должна была пройти Северным морским путем с Дальнего Востока в Европу. Через месяц, в связи с болезнью начальника экспедиции, Вилькицкому. по приказу морского министра пришлось возглавить поход. В ходе экспедиции были открыты новые земли, названные именами цесаревича Алексея и императора Николая II. 25 ноября суда экспедиции "Таймыр" и "Вайгач" благополучно прибыли во Владивосток.

В 1914–1915 гг. Вилькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, также открыв новые острова. Открытый экспедицией архипелаг (впоследствии было установлено, что он состоит из четырех крупных островов) оказался по площади почти в 38 тыс. кв. км – чуть меньше Дании. За открытие архипелага Русское географическое общество удостоило Бориса Андреевича своей высшей награды – Константиновской медали.

Вилькицкий был назначен командиром достраивавшегося в Петрограде эсминца «Летун» и после его достройки с июня 1916 г. принимал участие в операциях флота на Балтийском море и 30 июля был произведен «за отличие» в чин капитана 1-го ранга. За удачную постановку минного заграждения 17 октября 1916 года у неприятельских берегов Вилькицкий был награжден Георгиевским оружием.

После Февральской революции капитан Вилькицкий служит дежурным офицером оперативного отделения Службы связи Балтийского флота. После захвата власти большевиками он был в июне 1918 г. назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. С образованием в Архангельске антибольшевистского правительства Северной области (во главе с членом Учредительного собрания Н.В. Чайковским) вошел в его подчинение; в 1919 г. был произведен в чин контр-адмирала.

В февраля 1920 г. контр-адмирал Вилькицкий руководил операцией по эвакуации войск Северной армии из Архангельска. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию Вилькицкий привел свой ледокольный пароход "Косьма Минин" и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота продолжавшей борьбу Белой армии генерала Врангеля.

После Октября 1917 г. открытая Вилькицким Земля Императора Николая II из-за своего названия оказалась в опале и не был указан на советских картах. В конце 20-х годов архипелаг все же стали отмечать на картах с названием Таймырский, а затем, в тридцатых годах, Северная Земля. После Второй мировой войны на архипелаге был устроен полигон для проведения подземных ядерных испытаний.

После эмиграции, Вилькицкий искал возможность продолжить свою научную деятельность в области исследования Арктики, прибыв с этой целью в феврале 1920 г. Англию, где состоял на службе в различных судовладельческих компаниях. К сожалению, вместо новых полярных плаваний ему оставались лишь занятия теорией. Борис Андреевич продолжал интересоваться проблемами русского Севера и высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923–1924 гг. по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций.

Сложные жизненные и финансовые обстоятельства заставили Вилькицкого несколько лет проработать гидрографом в Бельгийском Конго в тяжелых климатических условиях. В 1929 г. он перебрался в Бельгию, где и умер в Брюсселе в 1961 году.

В 1996 г. прах Б.А. Вилькицкого был захоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с останками отца и брата.

Именем контр-адмирала Вилькицкого назван пролив между полуостровом Таймыр и Северной Землей.В честь отца и сына Вилькицких были также названы залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда).


  Возврат к списку