07 апреля - День памяти всех подводников, погибших в море в мирное время

07 апреля - День памяти всех подводников, погибших в море в мирное время

7 апреля по приказу Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 г. стал Днем памяти всех подводников, погибших в море в мирное время. Именно в этот день в 1989 г. трагически погибла атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 "Комсомолец".

АПЛ К-278 "Комсомолец" имела сверхпрочный титановый корпус и была способна вести боевые действия на глубине более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В августе 1984 г. подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1020 м. Кроме экспериментов, субмарина участвовала в различных учениях флота и выполняла задачи боевой службы, в частности, принимала участие в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника.

28 февраля 1989 года ПЛ К-278(пр.685) вышла на боевую службу в Норвежское море с 604 экипажем под командованием капитана 1 ранга Ванина Е.А. Трагедия произошла 7 апреля 1989 г. в нейтральных водах Норвежского моря при возвращении с боевой службы.

В 11.00 в 7-м отсеке был обнаружен очаг пожара, причина которого так и не была установлена.

В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога и ПЛ К-278 начала всплывать на глубину 50 метров. Ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. При продувании ЦГБ произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ №-10, в 7 отсеке и в отсек начал поступать сжатый воздух. Воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла, расположенную в 6 отсеке. Избыточным давлением масло было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.

В 11.16 ПЛ К-278 всплыла. Пожар перекинулся в 6-й отсек и произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, происзошло возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м, сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на АБ. Аварийный дизель-генератор запускали в течение двух с лишним часов.

В 11.37 был передан первый сигнал об аварии, но из-за разрушения систем гидравлики выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом. На берегу аварийный сигнал был принят и расшифрован лишь после 8 попытки, в 12 час 19 мин. Через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступил в ЦГБ №-10 правого борта и образовался крен на левый борт. Крен попытались выровнять продуванием противоположных цистерн, что привело к поступлению в горящие отсеки порции свежей воздуха под давлением. В систему подачи воздуха в шланговые дыхательные аппараты начали попадать продукты горения и личный состав начал терять сознание. С опозданием подана команда - переключиться в ИДА.

В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты лодки на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии.

В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На ПЛ началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы фреона в системе ЛОХ и воздуха высокого давления.

В 16.40 командир приказал готовиться к эвакуации и приготовить ВСК. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один.

В 17.08 лодка с дифферентом на корму затонула в точке с координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем погибли 23 подводника. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Более часа моряки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза "Алексей Хлобыстов". Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома».

Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды.

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа (42 - посмертно) были награждены орденами "Боевого Красного Знамени".


  Обратно