08 июня 1915 г. была сделана попытка подъема турецкого крейсера "Меджедие"

08 июня 1915 г. была сделана попытка подъема турецкого крейсера "Меджедие"

Подъем турецкого крейсера «Меджидие» весной 1915 г. был произведен способом, ныне называемым коффердамным (Kofferdamm - нем., буквально сундучная дамба, запруда). В его основе лежит использование коффердама - коробчатой конструкции, позволяющей загерметизировать часть затопленного судна, лежащую ниже уровня поверхности воды (автор статьи говорит о «четырехугольнике - как бы большом колодце, или срубе, из которого можно было бы откачивать воду»). Применительно к подъему «Меджидие» суть коффердамного способа заключалась в следующем. Чтобы восстановить плавучесть крейсера путем осушения затопленных отсеков, следовало, во-первых, нарастить и загерметизировать фальшборт в средней части корабля. Герметичными щитами побортно перекрывались проходы между бортом и надстройками (носовой и кормовой), герметизировались также двери из надстроек на палубу (в нос и корму) и открытые иллюминаторы. Выступающие наращенные фальшборта изолировали от забортной воды объемы котельного и машинного отделений, огражденных от носа и кормы прочными штатными переборками. На открытые палубные люки на баке и юте крейсера устанавливались и прочно укреплялись (с уплотнением) выступающие из воды герметичные шахты, выполненные в виде деревянных срубов. Таким образом изолировались от забортной воды носовые и кормовые отсеки. На пробоины в бортах крейсера накладывались пластыри, которые плотно прижимались и надежно удерживались подкильными стальными тросами. Таким образом, все внутренние помещения корабля изолировались от забортной воды, доступ к отсекам оставался только через поверхность, огражденную коффердамом, а также через верх шахт, установленных над палубными люками. После этого затопленные отсеки осушались, и корабль всплывал.

Необходимо отметить, что упомянутый автором «водолазный офицер поручик Шпакович», руководивший водолазными работами и сам много проработавший под водой, - один из известных специалистов русского водолазного дела Феоктист Андреевич Шпакович (1879-1964), впоследствии видный деятель ЭПРОНа, руководитель Водолазного техникума в Севастополе.

Юрий Сенатский,

Дополнительные изображения

  Обратно