15 июля 1885 г. – состоялось испытание первого в мире миноносца с двухвальной энергетической установкой «Котлин» .

15 июля 1885 г. – состоялось испытание первого в мире миноносца с двухвальной энергетической установкой «Котлин» . Развитие торпедного оружия и флота Миноносец «Котлин» Морское министерство в начале февраля 188 I года приняло решение о постройке на русских заводах «миноносцев последнего усовершенствованного типа». 6 марта управляющий Морским министерством распорядился начать разработку чертежей новой миноноски по типу «Поти», так как именно он показал на испытаниях наилучшие ходовые и мореходные качества. Эту задачу возложили на корабельного инженера капитана Э. Е. Гуляева. Через четыре дня он представил в МТК соображения, положенные в основу проекта. Он предложил строить миноноску двухвальной, установив на каждом валу по две машины индикаторной мощностью по 250 л.с. и четыре котл а. Это решение по замыслу автора должно было увеличить максимальную скорость на 5 уз и повысить живучесть машинно-котельной установки. При полном водоизмещении 67.3 т миноноска имела следующие основные размерения : длина наибольшая 38,8, ширина 4,4, осадка носом 1.2, кормой 1,1 м. Продольный набор корпуса состоял из внутреннего киля, набранного из 5-мм полос и соединявшегося с коваными стальными штевнями, и наружного киля длиной 17,7 м, располагавшегося в средней части корпуса. Поперечный набор состоял из 80 шпангоутов, выполненных из угловой стали. Вооружение состояло из двух -выбрасывающих минных аппаратов», располагавшихся наклонно под носовой подъемной палубой. Две самодвижущиеся мины калибра 381 мм находились в трубах аппарата, а две запасные — под разборным настилом жилого отсека. Артиллерийское вооружение состояло из двух 37-мм пушек: носовой па крыше боевой рубки и кормовой над люком в офицерский отсек. Ящики с патронами к ним хранились в III и XII отсеках. Паровой котел локомотивного типа имел стальной корпус и медные трубки. Вода подавалась двумя насосами или малой донкой, а на стоянке — инжектором. Воздух 1? котельное отделение для обеспечения горения нагнетался паровым вентилятором. Корабль имел дне дымовые трубы, поставленные побортно. 14-тонный запас топлива обеспечивал 10-узловым ходом дальность плавания 600 миль. Две вертикальные паровые машины системы «компаунд» проектной мощностью 220 л.с. изготовлены в 1871 году на Балтийском заводе. В 1885 году они подверглись полной переборке и ремонту. Отработанный пар отводился в два конденсатора, каждый из которых обслуживался циркуляционным и воздушным насосами с приводами от вспомогательной машины. В состав водоотливных средств входили четыре паровых эжектора производительностью по 100 туч и два малых эжектора. Первый пробный пробег миноноски проходил в Морском канале 3 (15) июля I88S года, при этом обнаружился большой недобор скорости. Несмотря на это 3 августа миноноска под № 1 была зачислена в списки флота. В середине октября начались сдаточные испытания. Миноноска совершила морские переходы из Кронштадта в Гельсингфорс и Ревель. При этом Балтийский завод продолжил работы по увеличению максимальной скорости (менялись количество лопастей винтов и их конфигурация, расстояния между винтами). Испытания возобновились летом 1886 года. Наибольшей скорости (16,29 уз) удалось достичь 23 июля при полном давлении пара и мощности 510 л. с. 20 июля 1886 года приказом по Морскому ведомству миноноска № 1 переведена в класс миноносцев и получила название «Котлин». По результатам опытной эксплуатации в числе достоинств миноносца отмечались высокая прочность корпуса, удачные обводы носовой части, прекрасные мореходные качества и поворотливость, простор и удобство жилого отсека, кочегарного и машинного отделений, боевой рубки, большую производительность водоотливных средств. Главный недостаток, предопределенный проектом миноносца, заключался в малой мощности главных машин. Отмечались также ненадежность вспомогательных машин и холодильников, малая масса якоря, отсутствие отдельного помещения для командира. Впоследствии миноносец использовался в учебных цепях. В апреле 1895 года он вместе с другими малыми миноносцами получил вместо названия помер (101). 18 октября 100.6 года корабль был исключен из списков флота и передан во флотилию пограничной стражи. Автор: Илья Житенёв
Дополнительные изображения

  Обратно