06 октября 1940 г. 75 лет назад вступил в состав Балтийского флота эскадренный миноносец «Сторожевой»

06 октября 1940 г. 75 лет назад  вступил в состав Балтийского флота эскадренный миноносец «Сторожевой» Головной корабль проекта 7У эсминец «Сторожевой» был заложен 26 августа 1936 года на заводе №190 (им. Жданова, Ленинград), заводской № С-517, перезаложен по проекту 7У в январе 1938 года, спущен на воду 2 октября 1938 года. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав Балтийского флота состоялось только 12 апреля следующего года.

Конструкторам ЦКБ-17 и КБ завода № 190 в Ленинграде, такой номер получила Северная судостроительная верфь (с 1935г. – завод им. А.А.Жданова, с 1992г. – ОАО «Северная верфь»), было дано задание в месячный срок переработать проект 7 и, не изменяя корпуса, создать эскадренный миноносец с традиционным для русского кораблестроения эшелонным расположением главных машин и котлов. Так родился проект 7У. По поводу этого проекта среди специалистов были разные точки зрения. Одни утверждали, что проект 7У означает — «улучшенный», а другие — «ухудшенный»... По мнению моряков, корабли проекта 7У были более надежными и удобными в обслуживании, но в то же время на них было намного теснее и неуютнее — надо же было разместить четвертый котел. Опыт Великой Отечественной войны не дал однозначного ответа на вопрос, какое расположение ГЭУ выгоднее с точки зрения живучести — линейное или эшелонное.

Серийная постройка эсминцев с эшелонным расположением машинно-котельной установки была начата одновременно с достройкой ранее заложенных кораблей проекта 7. Последние балтийские «семерки» сдали флоту в 1939 г. Всего было построено 28 кораблей по проекту 7. В октябре 1940 г. поднял флаг первый корабль проекта 7У — эсминец «Сторожевой». Руководство КБ поручило возглавить переработку проекта конструктору О.Ф. Якобу. Орест Федорович блестяще справился с задачей невероятной трудности — за месяц изменить всю среднюю часть корабля в самых жесточайших условиях весовой дисциплины. Высокие темпы переделки проекта обеспечила также активная помощь таких столпов корабельной науки, как В.Г. Власов, П.Ф. Папкович, Ю.А. Шиманский. Консультации разработчикам по новому проекту давал А. Н. Крылов. Алексей Николаевич самым внимательным образом проверял сложные расчеты, давал ценные советы.

На Балтийском флоте эксплуатировались и приняли участие в Великой Отечественной войне 5 эсминцев проекта 7 и 13 — проекта 7У. Все «семерки» составляли 1-й дивизион эсминцев Отряда легких сил КБФ. Четыре корабля этого типа погибли, один из них позже был поднят и восстановлен, и только один пережил эту войну без серьезных потерь. Из эсминцев проекта 7У погибли пять кораблей, два получили тяжелые повреждения и надолго выбыли из строя. Однако за всю войну ни один корабль не погиб от недостаточной остойчивости, что являлось гордостью конструкторов и экспертов в вопросах непотопляемости корабля, специалистов ВМА и ВВМИУ им. Дзержинского.




Оригинал опубликован на сайте: https://yaostrov.ru/corps/kayut-kompaniya/item/12304-uluchshennaya-semerka-esminets-storozhevoj/12304-uluchshennaya-semerka-esminets-storozhevoj#ixzz3nrHCxYMG
Дополнительные изображения

  Обратно