31 марта 1940 г. произведена закладка малой подводной лодки "М-200", головной ПЛ ХV серии.

31 марта 1940 г. произведена закладка малой подводной лодки "М-200", головной ПЛ ХV серии. 31 марта 1940 г. произведена закладка малой подводной лодки "М-200", головной ПЛ ХV серии (в 1941 - 1953 г.г. всего было построено 57 ПЛ XV серии.

Материал взят с сайта: http://www.town.ural.ru/ship/ship/ship.php3

Вопрос об улучшении тактико-технических элементов лодок типа "М" был решен в проекте 96, обозначенный как XV серия, который был разработан в ЦКБ-18 под руководством Ф.Ф.Полушкина в 1939 году. В декабре того же года проект был представлен на утверждение ЦК ВКП(б) и Комитету Обороны. По сравнению с "малютками" предыдущих серий новый проект предусматривал расширение цистерн главного балласта в булях по бокам прочного корпуса, внутреннее расположение приборов и механизмов отличала продуманность, чему способствовало полномасштабное макетирование. Кроме того, лодка имела двухвальную двигательную установку (вместо одновальной) и четыре носовых торпедных аппарата (вместо двух на предыдущих сериях), что значительно повышало живучесть лодки в целом и эффективность стрельбы, так как стрельба одной торпедой имела сравнительно небольшую вероятность успеха, а стрельба залпом из двух торпед заставляла "малютки" покидать позицию для пополнения боезапаса.

Всего планировалось строительство 22 подводных лодок XV серии. В 1940 году на заводе №196 в Ленинграде заложили 7 лодок. Согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 октября 1940 года "О плане военного кораблестроения на 1941 год" три (по другим данным четыре) лодки из этих закладок планировалось ввести в строй во второй половине 1941 года. Завод №112 в Горьком заложил в 1941 году еще 8 корпусов. Всего в этом году согласно вышеназванному "Постановлению:" планировалось заложить 13 единиц.

С началом войны 4 ленинградские лодки, которые спустили на воду в июле 1941 года, отправили в Астрахань, где на заводе №638 они были достроены, а две лодки успели принять участие в боевых действиях.

Оставшиеся подводные лодки достроили уже после окончания войны, в 1947 году, и только одну из них - "М-219" сняли со строительства, а ее корпус был превращен в нефтехранилище.

С 1947 по 1953 год на заводе № 196 в Ленинграде было построено еще 43 подводные лодки XV серии, последняя из них, "М-294" вступила в строй 3 марта 1953 года.


  Обратно