SUBMARINERS.RU

RS

Международная ассоциация общественных организаций ветеранов Военно-Морского Флота и подводников

Восстановление могилы Я.С.Коваленко

СПб клуб моряков-подводников
Восстановление могилы Я.С.Коваленко
Яков Спиридонович Коваленко, инженер-механик знаменитой подводной лодки «С-13», родился 14 декабря 1918 г. в селе Дегтяри (ныне поселок городского типа Сребнянского района Черниговской области). С детства его влекло море, корабли, дальние походы, о которых он много читал в книгах.

Я.С. Коваленко, март 1945

Окончив с отличием среднюю школу, он поступает в Институт инженеров коммунального строительства на архитектурный факультет.
После окончания первого курса института, откликнувшись на призыв служить на флоте, Яков поступает в Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Когда он был уже на третьем курсе началась война, в ноябре 1941 года был произведен экстренный выпуск младших инженер-лейтенантов, и молодой офицер, сразу получив назначение на должность командира миномётного взвода, направляется в район формирования 71-й морской стрелковой бригады. Уже 2 декабря бригада с марша вступает в тяжёлые и ожесточённые бои под Москвой. Яков Спиридонович грамотно руководит подчиненными. Вскоре его назначают командиром миномётной роты. За героизм и мужество, проявленные в боях, получает орден Красной Звезды. В одном из боёв он был контужен, в другом ранен и с февраля 1942 г. снова смог продолжить учёбу в училище Дзержинского.
Лейтенант Коваленко заканчивает полный курс училища в феврале 1944 г и получает назначение на подводную лодку Балтийского флота «С-13».
1 октября 1944 года «С-13» вышла в очередной боевой поход – первый для Я.С. Коваленко.
Вот как описывает этот поход в своём дневнике радист С-13 Михаил Иванович Коробейник, в настоящее время живущий в Будённовске: «1 октября. В 15.00 отдали швартовые от п/л «Смольный». Шли вместе с пл Д-2, Л-3 и «Лембит»… 2 октября. Пришли на Лавенсаари, в 00.15 встали на якорь… 3 октября. В 15.25 встали на якорь в Свеаборгской бухте напротив крепости Свеаборг… 4 октября. В 7.45 отошли от г. Хельсинки, В 10.20  прошли Поркалла-Удд, данный нам Финляндией для использования его как военно-морской базы… 7 октября. Пришли на позицию. В 21.20 дали рдо (радиограмму)… 8 октября. В 06.05 потопили транспорт противника в 6 тыс. 300 т водоизмещением. Шёл он с отличительными огнями и без сопровождения. Выпущенные по нему 4 торпеды прошли мимо в связи с тем, что он уклонился. Потопление произвели артиллерией. В 06.23 дали на базу рдо. Погрузившись выпили по 200 г вина… 23 октября. Не хватает воздуха – дышать тяжело. Ждём всплытия. Характерно то, что в таких или подобных случаях вспоминаешь землю и всё существующее на ней.  Как всё это далеко!...29 октября. Итак, уже 29 суток без бани, а будет ещё больше… 1 ноября. Прошёл месяц с тех пор, как я последний раз чувствовал под собой землю и 27 суток как видел день… 5 ноября. Четвёртый день море не спокойное, штормит с силой 7 баллов, даже в подводном положении на 20-ти метровой глубине и то качает. Находимся на позиции между г. Либава и г. Виндава…8 ноября.  Пробыв 30 суток на позиции, возвращаемся домой – покинули её в 20 часов... 11 ноября. В 13.00 подошли к борту п/б «Смольный». Стоим на Ханко».
В этом первом для Я.С. Коваленко боевом походе первыми снарядами артиллерийский расчёт подводной лодки, проявив высокое искусство ведения артиллерийского боя в ночных условиях, разрушил не только мостик транспорта, но и вывел из строя находящиеся там орудия. Транспорт пошёл на таран. Когда расстояние между лодкой и транспортом сократилось до нескольких десятков метров, выпущенные снаряды прямой наводкой в борт транспорта ниже ватерлинии решили исход боя. Зарывшись носом, огромный транспорт быстро ушел под воду.
В этом дерзком по своему замыслу бою высокое мастерство проявил весь экипаж, а молодой механик подводной лодки Яков Коваленко получил боевое подводное крещение. К имеющимся наградам добавилась и первая боевая награда как подводника - орден Отечественной войны І степени.
В январско-февральский поход 1945 года старший лейтенант Коваленко уходит уже в должности командира БЧ-5 (электромеханической боевой части лодки).
В следующем боевом походе 30 января, в 21 час 15 минут, было обнаружено огромное судно. Командир принял решение атаковать торпедами из надводного положения. Началась погоня за лайнером.
Два часа продолжалась погоня. Дизельные двигатели работали выше, чем на пределе своих возможностей. Наконец, обогнав лайнер и заняв позицию стрельбы, подводная лодка в 23 часа 08 минут произвела трёхторпедный залп.
Впоследствии, вспоминая события тех дней, Яков Спиридонович напишет: «Стоя под рубочным люком с секундомером в руке, я зафиксировал первый взрыв через 37 секунд, затем - второй, третий. В центральном посту восторженно кричали моряки: «Ура! Ура!»…».
Самый крупный корабль германского флота «Вильгельм Густлофф», длиной 208 метров и водоизмещением 25 484 тонны, затонул. Вместе с ним на дно были отправлены свыше 6 тысяч человек.
Преследование подводной лодки кораблями охранения продолжалось свыше четырёх часов. Шла борьба, ставкой в которой была жизнь или смерть. Двенадцать близких  взрывов глубинных бомб насчитали подводники. Экипаж испытывал колоссальное физическое и психологическое напряжение.  И все это время на центральном посту находился инженер-механик Яков Коваленко, обеспечивая бесперебойную работу материальной части, нужную скорость и глубину погружения подводной лодки.
Потопление лайнера было крупнейшей, но не единственной победой экипажа «С-13» в этом походе.
9 февраля, в 22 часа 15 минут, был обнаружен крупный военный транспорт в охранении трёх эсминцев. Более двух часов маневрировала подводная лодка, чтобы занять удобную для атаки позицию. И наконец в 2 часа 50 минут 10 февраля двухторпедным залпом был потоплен ещё один военный транспорт Германии - «Генерал фон Штойбен», водоизмещением 14 660 тонн.  На борту транспорта было 3600 гитлеровских солдат и офицеров, большое количество боезапаса…
Таким образом, подводная лодка «С-13» за один боевой поход потопила два фашистских корабля общим водоизмещением свыше 40 тысяч тонн и уничтожила около 10 тысяч гитлеровцев.
За выдающиеся боевые заслуги подводная лодка «С-13» стала Краснознамённой, все члены экипажа были удостоены правительственных наград. Коваленко награждается орденом Красного Знамени.
После войны Яков Спиридонович продолжал службу на Балтийском, Тихоокеанском флотах. В 1953 году поступает на учебу в Военно-морскую академию им. А.Н. Крылова на машиностроительный факультет, после окончания которого в июле 1956 года получает назначение на должность помощника флагманского инженер-механика по электротехнической части подводных сил Черноморского флота, с августа 1959 года служит в аппарате начальника военно-морских учебных заведений. Он занимал должность флагманского инженер-механика соединения, служил в Центральном аппарате Военно-морского флота.  В августе 1966 года капитан І ранга Коваленко назначается заместителем начальника Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, того училища, которое он заканчивал в суровые военные годы. Все свои знания и накопленный опыт он передавал будущим офицерам, часто выступал перед ними, вспоминая войну, боевые походы на подводной лодке «С-13» и своего легендарного командира – Александра Ивановича Маринеско. В 1971 году Яков Спиридонович за отличные успехи в работе награждается нагрудным знаком Министерства высшего образования. Его сослуживцы говорили: «Такой человек, как Яков Спиридонович, для училища большое счастье. Это талантливый инженер, участник войны, имеет громадный опыт. И, самое главное, он щедро передает все это курсантам – будущим офицерам флота». В декабре 1974 года Я.С. Коваленко увольняется в запас.
Находясь на заслуженном отдыхе, Яков Спиридонович не прекращал поддерживать связь с флотом, находясь, как и прежде, в строю. Несколько лет вместе с другими ветеранами-подводниками, писателями и журналистами на всех уровнях отстаивал честь и заслуги своего бывшего командира, добиваясь присвоения ему звания Героя Советского Союза.
Но всё больше и больше давали о себе знать перенесённые тяготы и лишения военных лет, контузия и ранение. Пережил три инфаркта. После третьего врачи зарегистрировали клиническую смерть. Но он выжил. Продолжал жить, жить и работать - всем смертям назло. Четвёртый инфаркт был последним…
Яков Спиридонович Коваленко честно служил Родине. Он кавалер пяти орденов, как и все ленинградские подводники награждён медалью «За оборону Ленинграда» и многими другими медалями. Он не считал себя героем, как и все его однополчане.
В школьном музее «Из истории подводных лодок типа «С» Краснознамённого Балтийского флота» (школа № 189, директор А.С. Герасименко) бережно хранится журнал «Ленин-градская панорама» с его дарственной надписью и статьёй, в которой он пишет о своём легендарном командире – А.И. Маринеско.
Умер Я,С. Коваленко в 1991  г. Здесь же позже была похоронена его жена – Анна Фёдоровна.

1)     На металлической табличке надпись:
                    Коваленко
            Яков Спиридонович
              1914.12.18  - 1991.19.10
     Дорогому мужу, отцу, деду
    бывшему инженер-механику
     Краснознаменной ПЛС-13
   контурный рисунок подлодки

2)    Фотография была установлена около 9 мая (т.к. под ней лежит ленточка со значком «9 мая»). Но это не мы установили. Естественно, что фотография и значок остались
как и были. Это видно на фотографии.
3)    У Я.С. Коваленко была внучка Ольга, я уже послал запрос и мне Елена Павловна Ждан обещала прислать её телефон и адрес.
4)    В работе по благоустройству захоронения участвовали:
Меркушева Анна Сергеевна, вожатая
Телешова Екатерина Сергеевна, 8 класс
Петрова Маргарита Николаевна, 7 класс
(для нас более чем достаточна Ваша устная оценка – высшая для нас награда)

Дополнительные фото

Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться на сайте